Загрузка

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности»

 

      Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме. 
     В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно – временные отношения, многообразие геометрических фигур. В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. 
     От уровня развития логического мышления во многом зависит успешность овладения ребенком некоторыми видами учебной деятельности. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале.  
      У многих  детей старшей группы слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе.
     Учитывая положение отечественной педагогики и психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, считаю, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие осуществить необходимое развитие мышления ребенка. 
     Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико - математические игры и упражнения.

Понимая, какое значение имеет развитие логико-математическое мышление у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи. Используя в играх геометрический материал, у детей развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная память. 

     Поэтому  главной целью нашей работы должно быть развитие познавательной активности, логического мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей через логико-математические игры.
     Известно, что в игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. 
Поэтому, первоначально, при подборе и проведении логико-математических игр ставила перед собой задачу развивать наряду с математическими представлениями и творческие способности детей направленные на умственное развитие в целом. Для выработки определённых математических умений и навыков необходимо было развивать логическое мышление дошкольников, внимание, повышать способность к усвоению математических связей.
     Для решения поставленных задач необходимо провести следующую работу:
• создать соответствующую развивающую среду (в группе создать математический уголок, где расположены развивающие игры математического содержания, индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления); 
• разработать модель педагогического процесса: перспективный план по данной теме для детей старшего дошкольного возраста;
•составить картотеку логико-математических игр;
• оформить папку с рекомендациями для педагогов и родителей.
     При подборе и проведении логико-математических игр необходимо учитывать следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)
     При проведении логико-математических игр можно использовать следующие методы и приёмы:
Игровые методы:
• вхождение в воображаемую ситуацию;
• выполнение практических действий по получению необходимой
информации.
• ситуации.
Диалогические методы:
• беседа;
• формулировка выводов;
• проблемные вопросы.
Методы обучения:
• показ способа действия
• проблемная ситуация;
• упражнения.
     Для того чтобы обеспечить активность детей в математическом развитии, необходимо  использовать систему авторских игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша проводить в режимных моментах. Задачи, поставленные игрой, требовали  сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения. 
     В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизировались и принимали  произвольный характер. Чтобы дети понимали и принимали замысел игры, усваивали игровые действия и правила, стараться давать четкие указания, объяснения. Направлять игру репликами, вопросами, незаметно поддерживать инициативу детей, усилия более слабых и поощрять их успехи, создавать условия для проявления самостоятельности. 
     Палочки Кюизенера вначале использовать, как игровой материал. Дети играли с ними, как с обыкновенными палочками, создавали различные конструкции. 
     Играя с блоками Дьенеша, привлекало внимание детей, прежде всего, своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. Дети сразу же выделяли  их самостоятельно: группировали  по этим признакам, выстраивали  разнообразные структуры, но чаще художественные композиции: узоры, дома, постройки, животных и т.п. 
      При подборе материала, надо учитывать возрастные особенности детей.  В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение) дети овладевали различными мыслительными умениями. К их числу относятся умение анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования, а так же логические операции «не», «и», «или». 
     Комплект логических блоков давал возможность осваивать умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем, они овладевали  умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем (цвету, форме, размеру и толщине). 
       Игры с палочками Кюизенера проводились так же в системе, они служили  для выработки навыков счета, измерения, вычислений, выполнение разнообразных практических действий. Использование чисел в цвете позволяло  развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек помогало  детям освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте). 
     В работе над развитием мышления у старших дошкольников принимали активное участие родители. Они были не менее заинтересованы, принимали участие в изготовлении авторских игр и дидактических пособий; присутствовали на родительских собраниях; получали индивидуальные консультации. В дальнейшем согласились и  принили участие в приобретении дидактических пособий (игр с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша на каждого ребенка). 
      При систематической работе дети стали более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, толщине), научились выявлять и абстрагировать свойства, овладели  умственными операциями сравнение, обобщение; научились классифицировать с заданными свойствами, сформировали простейшие логические высказывания с союзом «и», «или», с отрицанием «не». 
     В дальнейшем можно продолжить работу по изготовлению других авторских игр, например, как «Кубики Зайцева», «Игры Никитина». 
     При проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного возраста использовать логико-математические игры, то это приведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений.

Солодкина Г.А. июнь 2019