Загрузка

Мастер-класс для педагогов «Развиваем творческие способности дошкольников при помощи пластилина»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Аленький цветочек» города Невинномысска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс для педагогов

«Развиваем творческие способности дошкольников при помощи пластилина»

 

 

 

 

Подготовила воспитатель:

Солодкина Галина Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

г. Невинномысск, ноябрь 2023 г.

 

 

 

Мастер-класс для педагогов: «Развиваем творческие способности дошкольников при помощи пластилина»

 

Цель мастер-класса: получение новых знаний, повышение мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.  

Задачи мастер класса:

  • Познакомить и обучить педагогов технике «пластилинография»;
  • развивать интерес к нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге и широкому применению их в детском саду.

Ожидаемый результат:

  • создание лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности;
  • применение участниками мастер-класса техники «пластилинография» в работе с детьми;
  • повышение уровня профессиональной компетентности.  

Материалы и оборудование для педагогов:

  • плотный картон синего цвета, размер ½ А4;
  • набор пластилина;
  • салфетка для рук;
  • доска для лепки;
  • стека; 

Ход мастер-класса: Вступление

Дети дошкольного возраста – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. А для развития творческих способностей или предпосылок к нему наиболее близким и доступным для дошкольников считается изобразительная, художественно-продуктивная деятельность.

В работе с детьми, я стараюсьразвивать их творческие способности  средствами нетрадиционной  техники рисования. Для достижения поставленной цели я выбрала пластилинографию или рисование пластилином. Принцип данной техники заключается в создании пластилином лепной картинки с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных    или   плоскостных       объектов    на горизонтальной поверхности.

Пластилинография способствуют, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, мелкую моторику рук, это необходимо для развития речи и повышения интеллекта ребенка, способствует развитию фантазии, творчества, трудовых навыков, побуждает детей к самостоятельности, желание доводить начатое дело до конца. 

Картины, выполненные в технике - пластилинография, могут быть использованы в качестве подарка, практичны в украшении интерьера квартиры, дома, а также могут стать достойными участниками в различных конкурсах и выставках.

Практическая часть.

Для выполнения практической работы я предлагаю сегодня создать, а если быть точной нарисовать золотую рыбку пластилином.

Для этого нам потребуется: 

  • плотный картон синего цвета с контурным рисунком рыбки (формата ½ А4);
  • набор пластилина;
  • салфетка для рук;
  • доска для лепки;
  • стека;

Начинаем работу с пластилином с мелких деталей -  плавников.  Отщипываем кусочек пластилина красного цвета, кладём на основу, и размазываем основания  плавников.   Следим за контуром рисунка.  

После этого стекой процарапываем вертикальные линии на плавниках. 

Теперь берём кусочек пластилина оранжевого цвета и размазываем голову.

Для того чтобы сделать глаз берем белый пластилин, отщипываем от него немного и раскатываем маленький шарик, сплющиваем и прикрепляем глаз на голову рыбки. Далее берем черный пластилин (небольшой кусочек), раскатываем шар, сплющиваем и делаем зрачок рыбке, накладывая поверх белого пластилина.  

Рот рыбки - раскатываем маленький красный шарик. Положим её на внешний контур.Теперь шарик нужно особым образом примазать, оставляя внешнюю часть пластилинового шарика выпуклой и направляя движение пальца к нижней половинке рта (получится примазанная пластилиновая  

Так же примажем еще меньшего размера пластилиновый шарик на нижней половинке рта, направляя на верхнюю половинку. 

Приступаем к рисованию хвоста. Начинаем с конца хвоста. Для этого поворачиваем картон наоборот. Отщипываем пластилин оранжевого цвета, скатаем шарик и примажем, оставляя внешнюю часть шарика выпуклой и направляя движение пальца к основанию хвоста.  

Так же примазываем ещё 3 шарика. Далее размазываем пластилином до начала хвоста. Можно чередовать желтый, оранжевый или красный пластилин.   

Теперь дело за туловищем. Оформляем чешуйки у рыбки. Берём пластилин жёлтого цвета, скатаем шарики и примазываем, как пластилиновые капельки рядом друг с другом, направляя их в сторону головы.Получается несколько рядов. Так заполняем туловище.

             Для оформления дна, нужно изготовить водоросли. Для изготовления водорослей, необходимо пластилин зеленого цвета скатать колбасками разной длины. И придавая им извилистую форму, выкладываем на основе. 

Маскируем основание водорослей «морскими камушками». Для этого из пластилина белого, черного и коричневого цвета скатаем шарики и располагаем их на «дне», чередуя пластилиновые шарики разных цветов и размеров. 

Вот и получилась у нас такая красивая картинка. 

Готовую работу можно сбрызнуть лаком для волос, чтобы она не запылилась, так как пластилин сильно притягивает пыль.

В ходе практической работы воспитателей говорю: Рисовать пластилином можно разными способами. Это размазывание  основы пластилином нужного цвета 

 Можно «горошками». Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на поверхность картона, заполняя весь рисунок.

Рисование  «жгутиками». Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок.       

         Следующий способ – процарапывание. На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой,  стеком, как в технике граттаж.

Так же рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы. Показываю картинки выполненные в технике пластилинографии разными способами. 

Заключительная часть. Мастер-класс подошёл к концу.

  • Было ли вам интересно, и хотели бы вы попробовать в своей практике из увиденного сегодня? (воспитатели  высказывают своё мнение)

Уважаемые коллеги, прошу вас выполнить рефлексию по методике «эмоциональное письмо»:

  • Если вам понравилась наша работа, вам всё было понятно и всё удалось, если у вас сейчас хорошее настроение, то в корзинку положите улыбающееся солнышко.
  • А если у вас возникли затруднения или вам что-то не понравилось, то выберите грустное солнышко.

Уважаемые коллеги, спасибо Вам за активное участие в мастер-классе, за чудесные картины.