Загрузка
Главная
Карта сайта
Сведения об образовательной организации
Интернет-приёмная
Контакты
Переход на ФОП ДО
Объявления
О саде
Новости
Группы
Информация для родителей
Вопрос-ответ
страничка воспитателей группы №1
страничка воспитателей группы №2
страничка воспитателей группы №3
Противодействие коррупции
Полезные ссылки
Охрана прав ребенка
независимая оценка качества образования
Персональные данные
ПДД для детей и родителей
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Проектное управление
Учетная политика
Навигатор дополнительного образования детей
архив
Наставничество
ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА РОССИИ - 2024

 

Управление образования администрации Невинномысска

Министерство образования и молодежной политики СК

Государственные услуги

Кабинет родителя

Министерство образования и науки Российской Федерации


Официальный интернет-портал правовой информации

Описание основной общеобразовательной программы

В МБДОУ № 12 г. Невинномысска реализуется Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №12«Аленький цветочек» города Невинномысска, разработаная в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155, и федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее ФОП), утверждённой приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 г. № 1028».

Программа разработана также с учетом нормативных правовых актов, которые содержат обязательные требования к условиям организации дошкольного образования:

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.) (вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 24.12.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от 14.07.2022 г.).

4. Постановление Правительства РФ от 21.02.2022 г. № 225 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».

5. Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован 31.08.2020 г. № 59599).

6. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2010 г. № 18638) (редакция от 31.05.2011 г.).

7. Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 г. № 16.01 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 г. № 36204) (редакция от 13.05.2019 г.).

8. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 г. № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдых педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» (редакция от 07.04.2017 г.).

9. Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (редакция от 23.12.2020 г.).

10. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Программа позволяет реализовать основополагающие функции дошкольного уровня образования:

- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;

- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно- нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.

Программа состоит из Обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (далее Вариативная часть).

Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и составляет не менее 60% от общего объема Программы. Вариативная часть составляет на более 40 % и ориентирована: - на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- сложившиеся традиции ДОО;

- парциальные образовательные программы и формы организации работы с детьми, которые соответствуют потребностям и интересам детей.

Содержание и планируемые результаты Обязательной части Программы соответствует содержанию и планируемым результатам ФОП ДО.

Вариативная часть представлена программами направленными на реализацию приоритетных направлений работы ДОУ:

- «Региональная культура, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Р.М. Литвинова, -С. 2016( реализуется в режимных моментах и через интеграцию образовательных областей) (с 3 до 8 лет).

- Раздел «Познавательное развитие детей» комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Е.О.Смирнова, С.Ю. Мещерякова, Т.В. Ермолова (реализуется в режимных моментах) (с 1 года до 3 лет)

- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, Н.Н. Авдеевой, СПБ.: «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2013г. (реализуется на занятиях в объеме не более 40 % от общего объема занятия) (с 4 до 8 лет).

Программа предназначена для реализации в группах для детей от 1.6 лет месяцев до 7 лет. Программа включает в себя учебно-методическую документация, в состав которой входят рабочая программа воспитания (далее Программа воспитания), режим и распорядок дня дошкольных групп, календарный план воспитательной работы (далее План).

Программа содержит целевой, содержательный и организационный разделы.

В целевом разделе Программы представлены:

- цели, задачи, принципы ее формирования;

- планируемые результаты освоения Программы в раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы;

- подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.

Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и детей-инвалидов. В содержательный раздел Программы входит Программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Организационный раздел Программы включает - описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы; - организации развивающей предметно пространственной среды (далее РППС) в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №12 «Аленький цветочек» города Невинномысска ; - материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.

Реализация Программы предлагает интеграцию задач обучения и воспитания в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений; обеспечивает основу для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.

Цель Программы – разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. К традиционным российским духовно- нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, историческая память и преемственность поколений, единства народов России. Цель Программы достигается через решение задач (п. 14.2. ФОП ДО, стр. 4- 5). В соответствии с ФОП ДО Программа построена на принципах (ФОП ДО стр.5, п. 14.3). Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста В соответствии с Уставом ДОУ обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр и уход воспитанников в возрасте с 1 года 6 месяцев до прекращения образовательных отношений. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности с обучающимися дошкольной организации и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей в соответствии с направлениями развития ребенка. Общие требования к приему воспитанников в ДОУ определяется законодательством Российской Федерации, Ставропольского края и локальными актами г. Невинномысска.

В ДОУ принимаются дети от 1г. 6 мес. до 7-ми лет включительно. Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом.

В ДОУ функционируют группы общеразвивающей направленности. Группы комбинированной направленности в ДОУ не предусмотрены.

Наполняемость в группах соответствуют санитарным правилам.

Предельная наполняемость групп общеразвивающей направленности определяется из расчета площади групповой (игровой) комнаты не менее 2,5м2 на 1 ребенка (до 3 лет) и для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее 2,0 м2 на 1 ребенка в соответствии с требованиями п. 3.1.1. санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Ранний возраст (от одного года до трех лет).

Основная характеристика детей раннего возраста – ситуативность. Ребенок может думать, чувствовать, делать только то, что видит здесь и сейчас. В данном возрасте важен режим дня, ритм повседневной жизни. Основным условием успешного развития является обеспечение двигательной активности ребенка. Активность проявляется в контексте определенной предметной ситуации, где важен характер совместной деятельности со взрослым. Взрослый интересен ребенку как человек, который раскрывает логику и способы употребления предметов, окружающих его. Именно предметная деятельность определяет формирование навыков гигиены и самообслуживания. Предметная деятельность, связанная с усвоением общественно-выработанных способов употребления предметов, оказывает влияние на развитие интеллекта, речи, самосознания и эмоциональной сферы ребенка. Основу интеллекта в раннем возрасте определяет развитие сенсорных процессов, связанных с действием обследования предметов и построения на их основе целостных образов, а также формирование первых обобщений в виде сенсорных эталонов цвета, формы, величины. Важно учитывать, что ребенок обучается только тому, что затрагивает его эмоциональную сферу. На основе сенсорного развития формируется план образов и представлений, что позволяет ребенку преодолеть ситуативность мышления и поведения. В данный период закладываются основы успешного общения со сверстниками, инициативность, чувство доверия к сверстнику. Основным достижениям возраста является самосознание, положительная самооценка, первые целостные формы поведения в виде результативных действий. Ребенок определяет себя как субъект собственных действий («Я сам»). Важна психологическая потребность в самостоятельности.

Дошкольный возраст (от трех до семи лет).

Центральной линией психического развития ребенка дошкольного возраста является формирование произвольности психических процессов и поведения, формирование регуляторных основ психики. В дошкольном возрасте закладываются основы успешной социализации, коммуникации, основы развития личности. Ведущим познавательным процессом в дошкольном возрасте является память и воображение. Мышление ребенка опирается на способность оперировать образами и представлениями, которые есть в памяти. За счет возможностей образного мышления, ребенок может представлять и думать о том, чего нет здесь и сейчас, преодолевается ситуативность. Все виды деятельности ребенка, включая игру, рисование, конструирование, лепку представляют собой формы наглядного моделирования действительности. В продуктивных видах деятельности ребенок моделирует предметы и явления окружающего мира, что способствует формированию первой целостной картины мира, схематического мышления, элементов логического мышления и творческих способностей. Ребенок познает мир человеческих отношений, моделируя их в игровой форме. В условиях игры регуляторные возможности психики ребенка возрастают в разы, так как в любой роли, отображающей социальные функции человека в обществе, скрыты ряд правил, которым ребенок начинает подчинять свое поведение. Формируется периферия самосознания. Ребенок накапливает представления о своих умениях и навыках. Ведущими психологическими потребностями, определяющими успешное развитие личности, является потребность в самовыражении (ребенок отвечает на вопрос «что я умею, что я могу») и потребность в самоутверждении, предполагающей желание ребенка соответствовать нормам и правилам, ожиданиям взрослых («желание быть «хорошим»). Данный возраст является крайне благоприятным для формирования нравственных норм и правил, формирования альтруистических потребностей и про социальные формы поведения. Важно сформировать у ребенка положительное отношение к нормам щедрости, честности, справедливого распределения. В этом возрасте закладываются основы личностной, гендерной, гражданской и этнической идентичности. Познавательный интерес, любознательность, креативность можно рассматривать как системные качества, определяющие потенциал умственных способностей и развития личности ребенка дошкольного возраста. Коммуникативная компетентность в общении со взрослыми и сверстниками определяется способностью выстраивать коммуникацию адекватную ситуации, то есть ребенок может проявлять гибкость, инициативность, интерес, чувствительность в ситуации познавательного, делового, личностного общения. Итогом развития личности выступает иерархия мотивов и произвольная регуляция поведения. Социально значимые мотивы («надо») могут управлять личными мотивами («хочу»), ребенок может принимать сложные инструкции взрослого, действовать согласно правилам и реализовывать целостные формы поведения. Способность к произвольной регуляции поведения, высокая любознательность и умение действовать по правилу определяет успешность обучения в школе. Исходя из того, что в дошкольном возрасте закладываются основы первичной картины мира, формируются социальные переживания, определяющие отношение ребенка к разным видам человеческой деятельности, к миру людей и к самому себе, особую важность приобретает формирование представлений и положительного отношения к правилам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. Также, в современном социальном контексте, необходимо уделять внимание аспектам финансовой, экологической, информационной осведомленности у детей дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Программы

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения Программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению дошкольного образования. Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их психического развития и разных стартовых условий освоения Программы. Обозначенные различия не должны быть констатированы как трудности ребёнка в освоении Программы и не подразумевают его включения в соответствующую целевую группу.

Планируемые результаты освоения Программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению дошкольного образования (ФОП ДО, п.15, стр. 5.) Планируемые результаты в раннем возрасте (к трем годам) (ФОП ДО п. 15.2., стр. 7).

Планируемые результаты к четырем годам (ФОП ДО, п.15.3.1., стр. 8).

Планируемые результаты к пяти годам (ФОП ДО. 15.3.2., стр. 10).

Планируемые результаты к шести годам (ФОП ДО, п. 15.3.3., стр. 12).

Планируемые результаты на этапе завершения освоения Программы (к концу дошкольного возраста) (ФОП ДО, 15.4., стр. 15)

Формы взаимодействия с семьей.

 Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности. Семейных ценностей

- Социологическое обследование по определению социального статуса и микроклимата семьи;

- беседы (администрация, воспитатели, специалисты);

- наблюдения за процессом общения членов семьи с ребенком;

- анкетирование;

- проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах.

Информирование родителей

- Рекламные буклеты;

- журнал для родителей;

- визитная карточка учреждения;

- информационные стенды;

- выставки детских работ;

- личные беседы;

- общение по телефону;

- индивидуальные записки;

- родительские собрания;

- родительский клуб;

- официальный сайт МБДОУ;

- общение по электронной почте;

-объявления;

- фотогазеты;

- памятки.

Консультирование родителей

Консультации по различным вопросам (индивидуальное, семейное, очное, дистанционное консультирование)

Просвещение и обучение родителей

По запросу родителей или по выявленной проблеме:

- педагогические гостиные;

- родительские клубы;

- семинары; -

семинары-практикумы;

- мастер-классы;

- приглашения специалистов;

- официальный сайт организации;

- персональные сайты педагогов или персональные web-страницы в сети Интернет;

- творческие задания; - тренинги;

- подготовка и организация музейных экспозиций в МБДОУ;

- папки-передвижки;

Совместная деятельность МБДОУ и семьи

- Дни открытых дверей;

- дни семьи;

- организация совместных праздников;

- семейный театр;

- совместная проектная деятельность;

- выставки семейного творчества;

- семейные фотоколлажи;

- субботники;

- экскурсии;

- походы;

- досуги с активным вовлечением родителей.