Загрузка

Воспитание ответственности у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей

«Воспитание ответственности у детей дошкольного возраста»

Ответственность – это способность человека приниматьпоследствия своих действий/бездействий, решений.  В тоже время, ответственность – это внутреннеечувство человека.  Будучи ответственными, мы даём ответы на вопросы, которые задаёт нам жизнь.

Процесс развития ответственности происходит постепенно:

До 2 лет - возраст, когда ребёнок не способен проследить связи между своими действиями и наступившими последствиями. Для него всякое последствие наступает "вдруг". Он ориентируется на то, какую реакцию выдаёт его мама и другие близкие, и постепенно "заучивает" то, что делать не стоит, но лишь потому, что это многократно вызывало негативную реакцию. Подлинной ответственности ни за внешний вид, ни за игрушки быть не может, и не стоит ее требовать.

От 2 до 3,5 лет - это период, в который у большинства детей наступает так называемый "кризис трёх лет". Поведение ребёнка часто похоже на провокацию: он, зная запреты, "проверяет", действительно ли нельзя то, что "нельзя". В этот период очерчиваются границы желательного и порицаемого поведения, и чем чётче они будут обозначены, тем лучше ребёнок сможет понять, какое поведение считается ответственным, а какое - нет. Старайтесь чётко демонстрировать ребёнку существующие правила, которые должны быть неизменны и не зависеть ни от вашего настроения, ни от вызывающего поведения ребёнка.

От 3,5 до 5 лет- это время хорошо подходит для начала развития ответственного поведения. Можно выделить несколько областей, за которые ребёнок должен нести ответственность. Это может быть, например, ответственность за собственные игрушки и вещи ("сам потерял, сам и ищи"), простые домашние обязанности (перед семейным обедом положить на стол ложки для всех). Таких областей должно быть пока немного, ведь это лишь первые шаги постижения ответственности, но они должны быть обязательно.В этом возрасте большинство детей посещают детские сады, и там им прививается определённая ответственность: за сохранность своих вещей, за обращение с общими игрушками, за соблюдение правил группы. Если малыш не посещает сад, то родители обязательно должны признавать его личную ответственность в некоторых делах. Если родители считают его ещё "слишком маленьким" и не позволяют иметь личных зон ответственности, то это может привести к тому, что малыш привыкнет быть ведомым. Стоит отметить, что ребёнок этого возраста оценивает поступки (свои и чужие) только по последствиям, которые они несут. Если внешне правильный поступок несёт для ребёнка проигрыш, а не выигрыш, то это поведение не закрепится.

Возраст 5-7лет-характеризуется тем, что ребёнок становится все более ответственным. В большинстве случаев он отдаёт себе отчёт в том, какое поведение будет одобряться, а какое - нет. В этом возрасте дети учатся оценивать поступки не только по критерию, какие последствия они повлекли за собой, но и по тому, какие внутренние мотивы были у человека, совершающего тот или иной поступок.Именно эта, формирующаяся способность понимать собственные и чужие внутренние мотивы поведения, является основой будущей ответственности.

Личность ребёнка только формируется, и полной ответственности от него ждать не приходится, да и не нужно, т.к. ответственность - это большая нагрузка даже для взрослой личности, и ребёнок к ней пока не готов. Нужно деликатно и терпеливо закладывать основы ответственности, которые обязательно разовьются в более позднем возрасте.

(Воспитатель Кавтарадзе Г.В. декабрь 2022г.)