Загрузка

Роль книги в процессе гендерной социализации дошкольников

Консультация для родителей

«Роль книги в процессе гендерной социализации дошкольников»

Под гендерной социализацией мы понимаем процесс усвоения норм, правил, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

В процессе гендерной социализации определяющую роль в период детства играет семья. Но характер её влияния всегда соотносится с теми культурными ориентирами, которые задают другие социальные институты. К ним относится и литература, те художественные произведения для детей, которые формируют основу литературного образования в детстве.

По мнению учёных, художественная литература является существенным фактором в процессе формирования представлений ребёнка о гендере. Существует мнение, что любимые художественные произведения определяют судьбу человека. Логично предположить, что через гендерные образы любимых литературных персонажей, дети переходят к соответствующему пониманию самих себя.

В детском саду для формирования представлений о мужественности и женственности мы широко используем устное народное творчество и художественную литературу. Из сказок, произведений на основе былин, рассказов о защитниках Отечества, дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, присущим не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. О мужественных поступках в мирное время повествуют, например, рассказы и стихи С. Я. Маршака "Пожар", "Рассказ о неизвестном герое". С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.

Условно сказки можно разделить на "женские" и "мужские". В "мужских" сказках действует главный герой, в "женских" - действие разворачивается вокруг героини. Есть ещё третий тип сказок, в которых рассказывается об отношениях между героем и героиней. Для воспитания гармоничной личности важны все три типа сказок. Любимые герои сказок, стихов могут стать для мальчиков образцом ума, храбрости, мужественности, а для девочек - примером верности, жертвенности и любви.

Выбирая художественные произведения для чтения детям, мы советуем родителям обращать внимание детей на положительные черты характеров героев, присущие представителям разных полов.

Художественная литература и устное народное творчество - это кладезь мудрости, неиссякаемый источник воспитания детей. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать, и не принимают других - отрицают их отношение к жизни, не хотят быть на них похожими. Таким образом, книга помогает ребёнку освоить гендерную культуру общества, в котором он живёт и развивается.

(Воспитатель Кавтарадзе Г.В. октябрь 2022г.)