Загрузка

«Почему замедлилось развитие детей в современном мир?»

«Почему замедлилось развитие детей в современном мир?»

Современное поколение детей всему учится позже, чем их родители — позже привыкают к горшку, начинают говорить и ходить, долго не могут есть твёрдую пищу. Развитие младенца зависит от генетики, здоровья, а также от того жизненного опыта, который организуют для него родители. Ведь сам малыш не может на это повлиять.У каждого родителя есть возможность замедлить или нормализовать темп развития ребёнка.

Что надо ребёнку для нормального развития:малыш должен активно использовать все возможности мозга и тела, которые у него появляются по мере развития:

  • прислушиваться к человеческой речи: слышать речь мамы, папы — это важно для развития ребёнка ещё за 3 месяца до рождения, а потом с первых минут жизни;
  • рассматривать лица и различные объекты;
  • взаимодействовать с любящими взрослыми с помощью криков, улыбок, взглядов, звуков, речи;
  • ощущать ласковые прикосновения;
  • много двигаться и т.д.

Но большинство родителей, которые живут в экономически благополучных условиях, имеют возможность воспользоваться различными приспособлениями, которые облегчают жизнь малышу, а точнее — самим маме и папе. О каких удобствах идёт речь:

  • непромокаемые подгузники — дети позже учатся контролировать работу своего тела;
  • детское питание из баночек — позже переходят на взрослую твёрдую пищу;
  • манежи, коляски — снижается двигательная активность, дети не могут ходить пешком.

А для формирования многих навыков у ребёнка есть определённые временные периоды, когда всё происходит легко. Эти периоды называются сенситивными.

Сенситивный период — это такой период в жизни каждого ребёнка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий, делает все с удовольствием и интересом. 

Сенситивные периоды длятся определённое, довольно короткое, время и проходят безвозвратно. Поэтому эти периоды пропустить ни в коем случае нельзя. Ведь наверстать упущенное будет практически невозможно.

Взрослым надо знать, что если детям приходится делать что-то под принуждением, то есть не во время сенситивных периодов, то обучение оказывается бесполезным, страдает психика и здоровье ребёнка.

Сенситивный период развития речи

(от рождения до 6 лет)

В первые шесть лет жизни ребёнок легко овладевает грамматическим строем речи, не изучая никаких грамматических правил. С помощью языка дети учатся выражать свои мысли и желания. В этот период ребята интересуются буквами, учатся писать и читать. Большое значение имеет речь, которая окружает детей, книги, которые взрослые читают им. В этот период впитывается все богатство родного языка. Поэтому не разговаривайте с детьми на упрощённом детском лепете.

Сенситивный период развития чувства порядка

(от рождения до 3 лет)

Ребёнок нуждается в порядке. Порядок вокруг ребёнка, следовательно, порядок и внутри ребёнка. Порядок во времени, порядок в пространстве и порядок во взаимоотношениях с другими.

Порядок во времени - это режим дня, при котором есть определённое время для принятия пищи, прогулок, игр вместе со взрослыми и сверстниками, а также, время свободной работы, когда малыш работает сам (это время построения самого себя).

Порядок в пространстве - это значит, что у каждой вещи — своё место. Обязательно нужно организовать специальную среду для ребёнка. Предметы и игрушки, которыми пользуется ребёнок, должны быть доступны и находиться всегда в одном месте.

Порядок во взаимоотношениях - это значит, что взрослые постоянны и последовательны в своих требованиях к ребёнку. Эти требования должны выполняться и самими взрослыми.

Сенситивный период развития самостоятельности

(от рождения до 5 лет)

Так создала природа, что с самого рождения ребёнок растёт, и его развитие ведёт к независимости. В семь месяцев ребёнок может сам стягивать шапку с головы. Это проявление самостоятельности. В восемь месяцев он берёт кусочки хлеба и съедает их. В девять месяцев пьёт из стакана, не проливая, если стакан держат, а в год малыш уже сам держит стакан, когда пьёт. В 1 год 1 месяц — подносит ложку ко рту, пока ещё пачкается, а в 1 год 9 месяцев съедает содержимое тарелки, испачкавшись совсем чуть-чуть. К трём годам ребёнок самостоятельно одевается. Это всё происходит, если взрослые не мешают проявлению самостоятельности у малыша, то есть не делают за него то, что он мог бы сделать сам. Важно не пропустить это время естественного стремления к самостоятельности.

                Сенситивный период развития движений и действий

(от рождения до 4 лет)

Мозг не развивается отдельно от тела. Умственное развитие идёт параллельно с физическим и сенсорным развитием. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Это значит, если не давать возможности двигаться детям, то в мозг не поступает кислород, который необходим для развития. Кроме того, запрет на движение грозит болезнями суставов и опорно-двигательного аппарата, а также психологической скованностью.

Сенситивный период сенсорного развития

(от рождения до 5,5 лет)

Мария Монтессори считала, что сенсорное воспитание является основой мышления: «В разуме нет ничего такого, чего бы не было раньше в чувствах». Она разработала комплект развивающих сенсорных материалов, с помощью которых дети могут развивать свои способности: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Сенсорное воспитание служит базой для изучения математики, расширения словарного запаса, овладения письмом. Эстетическое развитие тесно связано с сенсорным развитием. Чем более тонко развиты чувства человека, тем более развито его эстетическое чувство.

Сенситивный период восприятия мелких предметов

(от 1,5 до 2,5 лет)

Ребёнку необходимо манипулировать мелкими предметами для утончения мелкой моторики. Если детям показать, что можно делать с мозаикой и бусинами, пуговицами зёрнами, то они не будут их использовать не по назначению. Нанизывать начинаем с крупных бусин, затем используем мелкие бусинки. Сортируем сначала каштаны и грецкие орехи, работая обеими руками, постепенно переходим к мелким зёрнышкам. В 9 месяцев малыш хватает крошки хлеба вытянутыми большим и указательным пальцами. В 9,5 месяцев указательный палец уже сгибается при захвате мелких предметов. В 10,5 месяцев ребёнок переворачивает страницы в книге с картинками. В 1 год — поворачивает крышку флакона и нанизывает кольца на пирамидку. В 2 года ребёнок умело рисует круглую спираль, в 2,4 года делает ножницами надрезы на бумажной полоске, которую держит взрослый. В 2,6 года — имитирует пишущие движения, в 2, 7 — формирует валик из пластилина, в 2,9 — чертит закрытый круг.

Сенситивный период развития социальных навыков

(от 2,5 до 6 лет)

 Без общения со сверстниками дети будут лишены возможности учиться на собственном опыте строить свои взаимоотношения с другими людьми. Кроме этого, они будут «тормозить» в умственном развитии. Именно в детском коллективе дети учатся общаться, впитывают правила поведения в обществе.

(Воспитатель Кавтарадзе Г.В. август 2022г.)