Загрузка

Консультация для педагогов Методы креативного речевого развития

Креативное речевое моделирование

Креативное речевое моделирование объединяет в себе развитие умственных способностей и речевое развитие ребенка. Креативное речевое моделирование проводит­ся в несколько этапов.

1-й этап. Предлагаются несложные задания, элемен­ты которых ребенку уже знакомы,

Например, найди общее: ребенку предлагается два предмета или две картинки с изображениями предме­тов, явлений:

— лопата, сковородка;

— стол, шкаф;

— вилка, ножницы;

— книга, театр и т. д.

Нужно найти общие признаки у предметов в парах. Чем больше общего будет названо, тем продуктивнее выполнено задание.

Например, возможны такие ответы при анализе при­знаков в паре «лопата, сковородка»:

Лопата и сковородка сделаны из железа.

И лопатой, и сковородкой можно защищаться.

На лопате и на сковородке можно что-нибудь пере­нести.

Лопата и сковородка сделаны руками человека.

2-й этап. Ребенку называются пары слов без нагляд­ной опоры, и он также ищет сходные признаки в дан­ных названиях:

— самолет, чашка;

— стадион, слон;

— комар, роса и т. д.

 

Мозговой штурм

Наиболее известным методом психологической акти­визации мышления является «мозговой штурм», предло­женный А. Осборном (США) в 1940-х годах. «Мозговой штурм» — это коллективный метод поиска новых идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и «генераторов»», а также разде­ление процесса генерации и критики идей во времени.

Кроме этого «мозговой штурм» предусматривает выполнение ряда правил:

· нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются;

 

· приветствуются любые идеи, в том числе фантасти­ческие. Нет плохих идей;

· поощряются развитие, усовершенствование и ком­бинирование чужих идей;

· идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафе­ту идей.

Главная цель — получить как можно больше идей. Обязательными условиями проведения «мозгового штурма» являются создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни выс­казывать нелепые идеи из-за боязни их критики, при­влечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе.

Например, заключительное занятие по теме «Весна».

Педагог беседует с детьми о признаках весны. Дети называют. Затем педагог задает вопрос, требующий пси­хологической активизации мышления: «А что будет, если таять начнут все снега гор, полюсов, если будут идти, не прекращаясь, дожди?» Когда дети вволю нафантазируются, можно задать другой вопрос: «Ребята, а как мы поможем людям спастись от потопа?» и т. д.

«Мозговой штурм» достаточно универсальный метод, применение которого возможно на всех лексико-грамматических занятиях, в игровой деятельности.

 

Обратная мозговая атака

Одной из разновидностей «мозгового штурма» явля­ется «Обратная мозговая атака». Здесь процесс поиска решений разделен на три этапа.

На первом этапе выявляются все возможные недо­статки совершенствуемого объекта. На основании этих недостатков формулируются задачи.

Вторым и третьим этапом являются этапы обычного «мозгового штурма». Таким образом, отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число идей по его совершенствованию.

Например, занятие по теме «Огород».

Педагог беседует с детьми об огороде, как за ним ухаживают, что выращивают, когда производят посад­ку рассады и собирают урожай и т. д. Дети отвечают на вопросы. Затем педагог предлагает найти недостатки в посадке растений, самих овощах, сборе урожая. Каж­дый недостаток методом мозгового штурма анализиру­ется и совершенствуется. Например, помидор. Малень­кий — станет большим. Низко растет на тонких кусти­ках — будет расти на толстых и на уровне среднего человека. Требует постоянного ухода — вообще не надо заботиться, и т. д.

Корабельный совет

Еще одним коллективным методом психологической активизации мышления, который можно применять на лексико-грамматических занятиях, является «Корабель­ный совет». В этом методе так же, как при «мозговом штурме», преследуется цель максимально использовать опыт, знания и фантазию детей, участников совещания. Однако правила проведения этого совещания несколько отличаются от правил, характерных для «мозгового штурма». Вот основные из них:

· высказываться по проблеме должны все;

· порядок и очередность выступлений устанавливает капитан — от юнги к капитану, от младшего к стар­шему;

· вопросы задает только капитан. Участники совеща­ния могут критиковать и защищать идеи только по команде капитана;

· все участники совещания должны критиковать, а затем и защищать идеи, отобранные капитаном, в том числе и свои собственные;

· итоги работы совета подводит капитан.

Капитаном, пока дети не усвоили правила игры, может быть педагог. Все участники совещания выбира­ются педагогам, и каждый может побывать и в роли юнги, и в роли кока, и в роли рулевого и т. д.

Основная суть этого метода заключается в строгом выполнении заранее установленных правил совещания. Успех работы совещания главным образом зависит от умения педагога создать спокойную деловую и творчес­кую обстановку, стимулирующую ребят на активный поиск решения проблемы.

 

Аналогии Синектика

Приемы использования аналогий относятся к методам психологической активизации творческого мышления. Он основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т. е. устанавливать ассоциативные связи. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение и т. п. могут вызвать в сознании воспроизведение ранее пе­режитых мыслей, восприятий и «включить» богатую ин­формацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Аналогия является хорошим возбудителем ассо­циаций, которые, в свою очерёдь, стимулируют творчес­кие возможности. Известно много примеров аналогий, среди которых можно отметить следующие.

Прямая аналогия, в соответствии с которой осуще­ствляется поиск решений аналогичных задач, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальней­шей адаптацией этих решений к собственной задаче.

Прямая аналогия предполагает простое сравнение двух объектов и поиск общего между ними.

Например: на что может быть похоже платье — на листву деревьев, на стог сена, на доспехи рыцаря, на оперение птицы...

На листву платье похоже потому, что дерево весной одевается, а осенью раздевается.

На стог сена платье может быть похоже по форме юбки.

На доспехи рыцаря платье похоже в том случае, если оно закрывает большую часть тела, и т. д.

Личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о «своих» ощущениях и путях решения проблемы.

Личная аналогия (эмпатия) предполагает постанов­ку себя на место объекта. В этом случае человек должен взглянуть на ситуацию «глазами изучаемого объекта». Например, что думает рыбка из аквариума об обитате­лях квартиры?..

Что думает газовая плита о жителях квартиры. С кем из людей и вещей она дружит, а кого не любит? Почему?

Символическая аналогия отличается тем, что при формулировании задачи пользуются образами, сравне­ниями и метафорами, отражающими ее суть. Использо­вание символической аналогии позволяет более четко и лаконично описать имеющуюся проблему.

Символическая аналогия используется для поиска какого-то важного качества или свойства, характеризу­ющего сущность предмета или явления. Чаще всего это делается в виде яркой метафоры. Многие из этих мета­фор устоялись в языке и стали привычными.

Например:

небоскреб — очень высокий дом;

колотун — сильный мороз.

С помощью символов можно показать историю стра­ны, профессию, какое-то действие или процесс. Напри­мер: профессию учителя можно символически выразить горящей свечой или лампочкой.

Фантастическая аналогия предлагает ввести в за­дачу фантастические средства или персонажи, выпол­няющие то, что требуется по условию задачи. Фантас­тическая аналогия возникает тогда, когда используется фантастическое сравнение или невероятная сказочная ситуация.

Например: человек похож на самолет, на Бабу-ягу, на машину и т. п.

Задания:

1.На что похожи: лошадь, стол, машина, ракета, лист...? Объясните почему?

2.Подберите сравнения:

Вода в реке, словно ...

Холодный ветер, словно ...

Теплый ветерок, словно...

Свежий хлеб, как ...

Черствый хлеб, как ...

Объясни предложенные сравнения.

3.Что может означать выражение: золотой человек —

белая ворона — буря в стакане воды — золотые руки — золотая голова?

4.Какие предметы могут быть символами профес­сий: врач, моряк, учитель, летчик, садовод?

5.Что будет, если у нас удлинится на время нос?

— Можно будет понюхать цветы на клумбе, не вы­ходя из дома; можно будет определить, что вкусненько­го готовят соседи.

— Это хорошо, а что в этом плохого?

— Некуда будет такой длинный нос деть, он будет мешать ходить, ездить в транспорте, даже спать будет неудобно, а зимой он будет мерзнуть. Нет, не надо мне такого носа.

6.Человек может летать, как орел.

— Человек имеет сверхострое орлиное зрение, на­пример, видит без микроскопа клетки живых тканей, кристаллические решетки металлов, даже атомы, ви­дит без телескопа и лучше, чем в телескоп, поверхность звезд и планет. Видит сквозь стены, идет по улице и видит, что происходит в домах, и даже сам проникает сквозь стены, как рентгеновский луч.

— Человек питается орлиной пищей — грызунами, птицами.

— Человек покрыт перьями.

7.Придумайте органы чувств, которых нет у чело­века, но могли бы быть.

Например, не плохо бы чувствовать наличие радиа­ции, чтобы от нее уберечься.

Не плохо бы чувствовать нитриды и нитраты и дру­гие загрязнения. Есть прекрасное и редкое чувство — это чувство меры, не у всех оно есть.

Не плохо бы чувствовать, когда делаешь ошибку и когда надвигается опасность

8. Поставить себя на место любого неодушевленного предмета и попытаться передать его мысли, чувства. Пример: Я — щетка.

Вопросы:

Что ты любишь?

Во что ты одеваешься?

С кем дружишь?

Чем питаешься?

Кого недолюбливаешь?

Ознакомление детей с предметами и материалами.

 

Оператор РВС

Существуют методы психологической активизации творческого мышления, которые можно использовать как при коллективном, так и при индивидуальном по­иске новых идей. К таким методам относится, напри­мер, «Оператор РВС (Размер, Время, Стоимость)». Для преодоления инерции мышления меняют эти парамет­ры объекта. Этот метод используется во многих сказках и фантастических романах: главный герой становится то большим, то маленьким, время то ускоряется, то за­медляется, вплоть до полной остановки («Приключения Гулливера», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о поте­рянном времени»), может назначаться любая стоимость объекта (сказки «Сливы за сор», «Жадный раджа»).

1. Представь, что у тебя есть волшебная палочка, которая увеличивает (уменьшает) предметы. Ты прика­саешься палочкой к предмету, и он начинает быстро расти (уменьшаться). Если палочку отодвинуть от пред­мета — рост (уменьшение) прекращается.

Что получится, если ты прикоснешься этой палоч­кой к чайной ложке, гусенице, наперстку?..

2.Представь, что у тебя есть машина времени. Ты можешь путешествовать во времени в прошлое и буду­щее, можешь остановить время для всех окружающих, а сам действовать. Что бы ты стал делать, чтобы предот­вратить аварии, катастрофы, предупредить людей от злых действий?

Что бы могла сделать Красная Шапочка, имея та­кую машину времени?

3.Представь, что ты попал вместе с друзьями на необитаемый остров, там ты нашел волшебный цветок, который может предоставить вам любые три предмета (какие ты пожелаешь). Что ты попросишь?

Представь, что какая-то из твоих вещей (карандаш, кукла, гвозди) внезапно стала очень дорогой. Ты мо­жешь обменять ее на множество других вещей и пред­метов. Что бы ты стал делать, чтобы эту вещь у тебя не украли? На что бы ты хотел ее обменять?

 

(Старший воспитатель Таганова Н.В. октябрь,2019)