Консультация для педагогов Приемы развития у детей дошкольного возраста дивергентного мышления.Прием «Кластеры»
Прием «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила их составления очень просты. Рисуется модель Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. Звезда в центре - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники. 4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем. Способы работы с кластерами: - Составление нового кластера. - Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера. - Коррекция и совершенствование готового кластера. - Анализ и завершение неполного кластера: - без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина; - без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов. Преимущества использования кластера: Кластер, созданный руками воспитанников, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание учащимися темы. В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность воспитанникам приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации. Кластер создаётся в определённый временной отрезок, так воспитывается чувство времени, с одной стороны, с другой - свободное индивидуальное распределение времени каждого при работе над кластером. Памятка по составлению кластера. Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Кластер помогает конкретизировать тему, образ, помогает развитию речи, мышления, воображения. Для создания кластера нужно: 1) Ознакомиться с текстом; 2) Составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями. Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены одинаковым цветом. 3) Посередине листа записать ключевое слово или предложение, которое является главным для раскрытия темы, идеи; 4) Вокруг этого слова пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы, подходящие для данной темы; 5) Затем по мере записи все слова соединяются с ключевым словом. У каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники. 6) Схема кластера должна быть аккуратной. Во время работы можно использовать словари, энциклопедии, интернет. 7) В итоге появляется запись- структура, которая отражает размышления. Прием матрица Одним из методов, включающих несколько мыслительных операций, является морфологический анализ. Автор метода - швейцарский астрофизик Фриц Цвикки. Суть метода в том, что мыслительные операции осуществляются с помощью таблицы, в которой по вертикали и горизонтали выставляются какие- либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. Морфологическая таблица может выглядеть в виде матриц. Обучение начинается со знакомства детей с простыми матрицами. Работу с матрицами начинают, постепенно увеличивая количество рассматриваемых объектов и их признаков.
На первом этапе детям предлагается незаполненная морфологическая таблица с заданными признаками – форма, цвет, количество – и нарисованный объект из геометрических фигур. Дети раскрашивают свой шаблон любыми выбранными цветами, затем заполняют прилагаемую к нему таблицу выбранными цветами для каждой геометрической фигуры, анализируя свою работу.
На втором этапе детям предлагается одна из заполненных морфологических таблиц и нераскрашенный объект из геометрических фигур. Дети анализируют предлагаемую таблицу и раскрашивают свой объект уже по заданным параметрам.
На последующих этапах детям предлагаются игры типа «Узнай рисунок (аппликацию)»: по заполненной таблице нужно выбрать один из нескольких, «Найди ошибки», «Дополни рисунок (аппликацию)» и т.п. Далее добавляются такие признаки, как размер и место, что усложняет аналитические и синтетические операции, ,,,,,,Когнитивные схемы Когнитивное развитие детей дошкольного возраста имеет свою специфику. Дошкольный возраст с психолого-педагогической точки зрения является одним из ключевых в жизни ребенка, во многом в этом возрасте определяется и складывается будущее психологическое развитие ребенка. Это отражается в особенностях когнитивной сферы. Отметим, что внимание детей от младшего к старшему дошкольному возрасту прогрессирует по многим различным характеристикам одновременно. Также развитие памяти и в старшем дошкольном возрасте непосредственно характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Развивается мышление, изменяется восприятие.
Одним из важных аспектов беглого, правильного и осмысленного чтения вашего ребенка является его умение предугадывать дальнейшее развитие событий только по началу предложения. Такая способность называется антиципацией, или смысловой догадкой. Игра «Восстанови слово» МА - - НА (малина, машина, Марина) РЫ - - ЛО - (рыболов) Упражнение 3. Чтение с «решеткой» Вырежьте вместе с ребенком «решетку» из картона или плотной бумаги, которая при наложении на текст, будет закрывать, например, каждую четвертую букву или две буквы из пяти. Альтернативой «решетки» может стать прозрачная бумага с нанесенными краской на ней точками, полосками и т.д., которые спрячут часть букв или слов. Упражнение 4. Чтение с закладкой Закладка со стрелкой движется по строке, закрывая прочитанные буквы. Упражнение 5. Чтение слов с разновеликим шрифтом ПЫлеСОС Воробьи снЕгИРи Можно придумать и другие варианты похожих упражнений. Главное, чтобы вы, используя вспомогательные средства, усилили словесную и буквенную недостаточность текста. Тогда, читая, ваш ребенок будете вынужден прогнозировать и предвосхищать, а значит, воспринимать информацию более активно. Фреймы рассказы
ПАМЯТЬ одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять и воспроизводить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности Тренировка памяти
Играет группа детей. Первый называет любое слово, например, «треугольник», следующий должен повторить это слово и назвать своё, например, «высота» и т. д. Побеждает тот, кто обладает лучшей памятью.
(старший воспитатель Таганова Н.В. сентябрь, 2019) |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|