Загрузка

Консультация для педагогов Приемы развития у детей дошкольного возраста дивергентного мышления.

Прием «Кластеры»

Прием «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила их составления очень просты. Рисуется модель Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. Звезда в центре - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники.  
Каковы этапы работы при составлении кластера?
         1 этап - посередине чистого листа  пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
         2 этап – дети  называют все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).
         3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

         4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2.Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

 Способы работы с кластерами:

- Составление нового кластера.

- Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием  слов, входящих в состав кластера.

- Коррекция и совершенствование готового кластера.

- Анализ и завершение неполного кластера:

-  без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина;

-  без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.

 Преимущества использования кластера:

 Кластер, созданный руками воспитанников, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание учащимися темы.

В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность воспитанникам приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.

Кластер создаётся в определённый временной отрезок, так воспитывается чувство времени, с одной стороны, с другой - свободное индивидуальное распределение времени каждого при работе над кластером.

Памятка по составлению кластера.

     Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.

     Кластер  помогает конкретизировать  тему, образ, помогает  развитию речи, мышления, воображения.

        Для создания кластера нужно:

1)  Ознакомиться  с текстом;

2) Составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями. Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены одинаковым цветом.

3) Посередине  листа  записать  ключевое слово или предложение, которое является главным  для раскрытия темы, идеи;

 4) Вокруг этого слова  пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы,  подходящие для данной темы;

  5)  Затем  по мере записи все слова  соединяются с ключевым словом. У каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.

 6) Схема кластера должна быть аккуратной.  Во время работы можно использовать словари, энциклопедии, интернет.

 7)  В итоге появляется запись- структура, которая отражает  размышления. 

 Прием матрица

       Одним из методов, включающих несколько мыслительных операций,  является   морфологический анализ. Автор метода - швейцарский астрофизик Фриц  Цвикки. Суть метода в том, что мыслительные операции осуществляются с помощью таблицы, в которой по вертикали и горизонтали выставляются какие- либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является  основой аналитической деятельности.   Морфологическая таблица может выглядеть в виде матриц. Обучение начинается со знакомства детей с простыми матрицами.

Работу с матрицами начинают, постепенно увеличивая количество рассматриваемых объектов и их признаков.

 

 

 

 

На первом этапе детям предлагается незаполненная морфологическая таблица с заданными признаками – форма, цвет, количество – и  нарисованный объект из геометрических фигур. Дети раскрашивают свой шаблон любыми выбранными цветами, затем заполняют прилагаемую к нему таблицу выбранными цветами для каждой геометрической фигуры, анализируя свою работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На втором этапе детям предлагается одна из заполненных морфологических таблиц и нераскрашенный объект из геометрических фигур. Дети анализируют предлагаемую таблицу и раскрашивают свой объект уже по заданным параметрам.

 

2

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

На последующих этапах детям предлагаются игры типа «Узнай рисунок (аппликацию)»: по заполненной таблице нужно выбрать один из нескольких, «Найди ошибки», «Дополни рисунок (аппликацию)» и т.п. Далее добавляются такие признаки, как размер и место, что усложняет аналитические и синтетические  операции,

,,,,,,Когнитивные схемы

Когнитивное развитие детей дошкольного возраста имеет свою специфику. Дошкольный возраст с психолого-педагогической точки зрения является одним из ключевых в жизни ребенка, во многом в этом возрасте определяется и складывается будущее психологическое развитие ребенка. Это отражается в особенностях когнитивной сферы. Отметим, что внимание детей от младшего к старшему дошкольному возрасту прогрессирует по многим различным характеристикам одновременно. Также развитие памяти и в старшем дошкольном возрасте непосредственно характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Развивается мышление, изменяется восприятие.

 

Одним из важных аспектов беглого, правильного и осмысленного чтения вашего ребенка является его умение предугадывать дальнейшее развитие событий только по началу предложения. Такая способность называется антиципацией, или смысловой догадкой. 

Игра «Восстанови слово»

МА - - НА (малина, машина, Марина)

РЫ - - ЛО - (рыболов)

Упражнение 3. Чтение с «решеткой»

Вырежьте вместе с ребенком «решетку» из картона или плотной бумаги, которая при наложении на текст, будет закрывать, например, каждую четвертую букву или две буквы из пяти. Альтернативой «решетки» может стать прозрачная бумага с нанесенными краской на ней точками, полосками и т.д., которые спрячут часть букв или слов.

Упражнение 4. Чтение с закладкой

Закладка со стрелкой движется по строке, закрывая прочитанные буквы.

Упражнение 5. Чтение слов с разновеликим шрифтом

ПЫлеСОС Воробьи снЕгИРи

Можно придумать и другие варианты похожих упражнений. Главное, чтобы вы, используя вспомогательные средства, усилили словесную и буквенную недостаточность текста. Тогда, читая, ваш ребенок будете вынужден прогнозировать и предвосхищать, а значит, воспринимать информацию более активно.

Фреймы рассказы

ПАМЯТЬ

одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять и воспроизводить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности

Тренировка памяти

  • запомни двузначные числа
  • запомни математические термины
  • цепочка слов
  • рисуем по памяти узоры
  • запомни и воспроизведи рисунки
  • зрительные диктанты
  • слуховые диктанты
  • Игра «Кто больше?»

Играет группа детей. Первый называет любое слово, например, «треугольник», следующий должен повторить это слово и назвать своё, например, «высота» и т. д.

Побеждает тот, кто обладает лучшей памятью.

 

 

Список использованной литературы

  1. Лелюх, С. В., Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н. Н.. «Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников»: учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей. -  УИПК ПРО,   г. Ульяновск. - 2002г.
  2. Онучина, Л.Г. Матрицы как средство развития умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста. С. 60-62 // «Современные подходы к реализации ФГТ в рамках основной общеобразовательной программы ДОУ» Педагогические технологии для повышения качества дошкольного образования/ сб. материалов XII  Международной конференции. В 2-х частях. Часть 2. – Ульяновск, ООО «Вектор-С», 2013 – 100с.
  3. Сидорчук, Т.А. Воображаем, размышляем, творим…: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006. – 201, [3]с.: ил.
  4. Сидорчук,  Т.А. «Я познаю мир»: методический комплекс по освоению детьми способов познания.  - ООО «Вектор – С», г. Ульяновск,  2014 – 90с.
  5. Штанько, Ю.А. Метод морфологического анализа как основа аналитического  подхода в изучении английского языка детьми дошкольного возраста. - С. 91-94// «Современные подходы к реализации ФГТ в рамках основной общеобразовательной программы ДОУ» Педагогические технологии для повышения качества дошкольного образования/ сб. материалов XII  Международной конференции. В 2-х частях. Часть 2. – Ульяновск, ООО «Вектор-С», 2013 – 100с.

 

(старший воспитатель Таганова Н.В. сентябрь, 2019)