Загрузка

 

родительские клубы в 2015-2016 году

       В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи.  Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.

         Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей и часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать

наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.

      Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам и специалистам.  Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, детского сада. Постепенно, тактично вовлекать и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы детей и их семей.

       На современном этапе в работе с родителями появилось понятие “вовлечение родителей” в деятельность дошкольного учреждения, т.е. активное участие родителей в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. Всю работу по вовлечению родителей к деятельности дошкольного учреждения можно разделить на три этапа:

Ø  Выявление потребностей родителей в области воспитания и образования собственного ребенка;

Ø  Педагогическое просвещение родителей;

Ø  Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ.

      На первом этапе педагогам помогут беседы с родителями, посещения на дому, наблюдение за детьми, анкетирование, опрос, “Почтовый ящик”.

       Педагогическое просвещение родителей – самый важный этап. Для реализации содержания этой работы используются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия: вечера вопросов и ответов, “круглый стол”, деловые игры, родительские собрания (общие и групповые), устные журналы, встречи с интересными людьми, родительские, семейные  клубы, беседы, выполнение индивидуальных поручений, переписка, наглядная агитация.

       Необходимо помочь родителям ориентироваться в литературе по семейному чтению, увлечь обсуждаемой на встрече темой, расположить их к анализу распространенных стереотипов в воспитании, вызвать ассоциации с собственным опытом. Важно заинтересовать родителей, вызвать их на откровенный разговор, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Если воспитатель смог затронуть сознание и чувства родителей, то их можно считать союзниками, они уже никогда не останутся равнодушными созерцателями происходящего. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в детском саду и дома

       Главная задача педагогов на третьем этапе – создание условий для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.

       Практика работы педагогов с родителями выявила 2 вида форм совместной работы с родителями.

 

Ø  Совместные мероприятия педагогов, специалистов и родителей: родительские конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, педагогические советы, диспуты, кружки для родителей, встречи с администрацией, тренинги и т.д.

Ø  Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, утренники и праздники, концерты, викторины, спортивные соревнования, турпоходы, выпуск газет, выставки совместного творчества, тематические вечера, благоустройство ДОУ и территории и т.д.

       Не следует забывать и о наглядных формах работы: библиотеки, папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации, открытки-приглашения, фотовыставки, Уголки для родителей.

       Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.

          Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе. Встречаются родители, которых вообще не интересует все происходящее в детском саду, не волнуют успехи или проблемы их ребенка.

         Вместе с тем ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они не будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с воспитателями, усилия последних могут оказаться напрасными.

       Становление родительства – кропотливый и нелегкий труд. Специалисты в области детско-родительских отношений (А.А.Бодалев, З.Матейчик) важнейшим показателем качества родительства признают компетентность матери и отца, проявляющуюся в гибкости, адаптивности, изобретательности их позиции. Нарушение связей в семье непосредственно отражается на эмоциональном состоянии ребенка (А.И.Захаров).

       По мере осмысления родителями своих взаимоотношений с детьми у них происходят позитивные изменения, предполагающие нормализацию детско-родительских взаимоотношений, эмоционального самочувствия детей (Л.А. Абраманян, В.П.Дуброва).

       Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей.

       При тесном контакте со взрослыми, в первую очередь ответственными за жизнь и здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их воспитательные методы не приводят к эффективному завершению. Причинами подобного родительского поведения, на наш взгляд, являются:

Ø  неумение взрослых слушать и быть внимательными друг к другу;

Ø  педагогическая и психологическая неграмотность;

Ø  нежелание менять свои эгоистические позиции в актуальных вопросах воспитания;

Ø  нерешенные личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка.

       Многолетняя практика убеждает, что “пассивные методы” весьма не эффективны, поэтому мы ориентировались на такую форму работы, как “Родительский клуб”.

       Дискуссии, ролевые игры, творческие задания помогают понять, насколько важно помимо безусловной любви к ребенку иметь знания:

Ø  основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще сталкиваются родители, общаясь с ребенком;

Ø  правил основных игр для родителей и детей, имеющих в своей основе психокоррекционные принципы;

Ø  как поступать в критических ситуациях.

      Так был организован родительский клуб «Связующая нить». Участниками этого клуба являются дети 3-7  лет и их родители, педагоги.

 

Паспорт программы

 

1.

Название клуба:

«Общение без проблем или как понять ребенка»

(практические занятия с элементами тренинга)

2.

Цель программы:

ЦЕЛЬ:    Преодоление барьера недоверия  родителей к ДОУ,   установление и развитие  доверительно-партнерских отношений  между родителем и ребенком, удовлетворить потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития и воспитания детей на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ,  а так же осуществление адаптационных мер  при переходе детей из домашней среды в ДОУ,  пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

3.

Руководитель программы:

Копейко Алла Иосифовна  

4.

Участники тренинга:

Педагоги, дошкольники и их родители.

5.

Ожидаемые результаты:

Улучшение взаимодействия родителей и детей, установление партнерских отношений между родителями и ДОУ.

6.

Форма организации:

Групповая, очная, заочная

 

       

ЦЕЛЬ:    Преодоление барьера недоверия  родителей к ДОУ,   установление и развитие  доверительно-партнерских отношений  между родителем и ребенком, удовлетворить потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития и воспитания детей на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ,  а так же осуществление адаптационных мер  при переходе детей из домашней среды в ДОУ,  пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

 

 Основные задачи программы:

Ø  Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.

Ø  Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его (уровень развития, достижения, проблемы и пр.) и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.

Ø  Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников.

Ø  Вовлекать родителей в жизнь детского сада.

 

В содержании работы включены следующие методы:

Ø  методы телесно-ориентированной терапии;

Ø   метод продуктивной деятельности (аппликация, рисование);

Ø   метод игровой терапии – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию; (театрализованная деятельность, психогимнастические упражнения, этюды, игровые задания);

Ø   метод музыкальной терапии;

Ø  метод групповой дискуссии – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребенком;

Ø  метод обсуждения и разыгрывания ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия;

Ø  метод обучающего эксперимента – помогает родителям применить полученные знания на практике;

Ø  метод анализа поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта;

Ø  метод анализа типов коммуникативных взаимоотношений – позволяет выявить причины ухода родителей от решения проблем;

Ø  метод анализа ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение ребенка, т.е. развивать у него умение анализировать ситуацию и находить способы решения проблем самостоятельно.

    Основным средством профилак­тики отношений в развитии детей служит информированность родителей, педагогов, повышение их психоло­го- педагогической культуры.  Эффективность психопрофилактической работы определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений.  Темы встреч для клуба формируются по результатам диагностики, из запросов и интересов родителей, а ток же возможно из решения годового плана и единой методической темой годового плана ДОУ. В круг актуальных вопросов, предлагаемые родителям входят:

- возрастные особенности детей;

- условия, необходимые для полноценного психологического развития;

- адаптация к условиям ДОУ;

- новообразования в развитии детей (кризисы одного, трех лет)

- медицинская информация;

- игры и упражнения для развития и обучения детей.

       Другими словами, родители должны получать своевременную информацию об актуаль­ном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков и т. д.), а так же о возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.

 

       Общая структура занятия

        Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.

       Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.

       Основная часть. В этой части решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.

       Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).

       Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.

       Программа клуба предусматривает 4 занятия в год. Группа формируется на свободной основе (по желанию родителей). Каждое занятие для родителей рассчитано на 40-60 минут.

 

       Работа клуба  организована по трем этапам:

Ø  Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.

Ø  Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал.

Ø  Непосредственная работа “Родительского клуба”.

       .

В структуру совместных мероприятий  могут входить следующие компоненты:

Ø  Слово воспитателя (руководителя) ДОУ по теме собрания;

Ø  Представление семейного опыта;

Ø  Обсуждение педагогических ситуаций, прочитанной литературы по семейному воспитанию;

Ø  Просмотр видеофильма;

Ø  Выступления желающих родителей;

Ø  Открытые просмотры занятия или его части, режимных моментов;

Ø  Выступление детей;

Ø  Подведение итогов.

       Таким образом, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками дошкольного учреждения

       В результате данной работы педагогов с родителями взрослые учатся признавать за ребенком право на собственное мнение, на собственный выбор. Это обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Родители осознают, что мир ребенка отличается от мира взрослых, приобретают навыки активного слушания, развивают умения разрешать конфликтные ситуации, безоценочно принимать собственного ребенка.

       

Перспективно - тематический план  занятий на 2015-2016 год

Цель: оптимизация детско-родительских отношений «ребенок — родитель».

 

Тема занятия

Участники

Форма

Сроки

1. «Общение без проблем»

Цель: помочь родителям понять характер общения с ребенком, расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений.

родители, педагоги

Практическое занятие,

буклеты, наглядная информация

октябрь

2. «Внимание: Гиперактивный ребенок!»

Цель: помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком, обучение эффективным способам взаимодействия с ним.

родители, педагоги

Обучающий семинар с элементами тренинга,

буклеты,  презентация

декабрь

3. «Маленькие агрессоры. Кто они?»

Цель: повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка. Обучение эффективным способам взаимодействия с ним.

родители, педагоги

Практическое занятие с элементами тренинга,

буклеты, наглядная информация

февраль

4. «Играя, обучаем вместе»

Цель: показатьнеобходимость совместной  обучающей деятельности родителей и детей, обучение практическим приемам         формирования навыков сотрудничества с детьми.

родители, педагоги

Семинар – практикум,

буклеты с играми, наглядная информация

Апрель-май

5. «Вы спрашивали мы отвечаем»

Цель: Удовлетворить потребность родителей в психолого-педагогической культуре через нагдядно-печатную информацию.

 

родители, педагоги

Итоговый

журнал по вопросам  родителей

(вопрос-ответ)

Май – июнь