Загрузка

Отец как воспитатель

Человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. И если ты хочешь остаться в сердце человеческом, - воспитай своих детей. Именно в семье формируется личность будущего гражданина. Мы не можем и не должны ограничивать сегодняшний мир ребёнка стенами квартиры и одними лишь семейными впечатлениями. Воспитание - процесс многогранный и всеобъемлющий. Всё, что окружает ребёнка, - люди, вещи, события - всё накладывает отпечаток на его личность, изменяет и развивает его. И отцовский долг - сознательно, чутко направлять это развитие.

Отцовство - экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Как ребёнок нуждается в том, чтобы о нём заботились, и это даёт ему ощущение надёжности и прочности мира, так и взрослый мужчина испытывает потребность заботиться о другом, быть опорой для слабого, ощущая, таким образом, собственную силу и значимость. Полнее всего это проявляется именно в отцовских чувствах. Только при этом условии мужья счастливы, есть у них чувство удовлетворённости.

Л. Н. Толстой занятый писательским и педагогическим трудом, охотно проводил целые часы в играх со своими детьми. Воскресные же дни он полностью посвящал им. В обществе детей он отдыхал, восстанавливал силы, бодрость.

Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие человеческие качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов. Видный русский писатель и историк Н. М. Карамзин писал: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты».

В наш век феминизации, когда в детских яслях и садах, в школах и внешкольных учреждениях работают с детьми в основном женщины, ощущается острый дефицит мужского влияния на детей. Отцы должны восполнять этот дефицит в семейных условиях, ибо мужское влияние на детей необходимо так же, как и женское. Без него семейное воспитание детей будет ущербным.

Хорошо сказал о счастье отцовства замечательный педагог В. А. Сухомлинский: «Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это искренняя, преданная, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По - настоящему счастлив тот, кто всю жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно».

Без твёрдого отцовского руководства мать вырастит ребёнка изнеженным, точно так же как и без материнской ласки, ребёнок становиться грубым. Человеку нужны родственные, кровные связи. Ему всегда нужно с кем - то посоветоваться, разделить свою радость, поговорить. Выбирает ли он профессию, устраивает ли свою личную жизнь или сам становится родителем - всегда ему нужны отец и мать. От матери он получает ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца - мужество, силу воли, смелость поиска, уменье бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

Влияние личности отца на воспитание детей, особенно мальчиков, очень велико. Невнимание к ребёнку, нельзя оправдывать каким бы то ни было ответственным постом, учёным званием, занятостью или просто усталостью.

Отец нужен не для того, чтобы наказывать, пресекать, запрещать, он нужен, чтобы помогать своим детям. От отца требуется любовь, общение, взаимопонимание.Звание отца не даёт гарантий: сыновнее уважение надо заслужить.

Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и другое. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, сила, мужская надёжность, выдержка, деловитость, предприимчивость, чувство долга перед семьёй, рыцарское отношение к женщине. Формирование некоторых из этих черт у мальчиков без влияния отцов почти невозможно.

Поведение отца - это пример не только в воспитании сына, но и в формировании личности дочери. Девочки также нуждаются в отцовском влиянии. Они требуют особо тонкого и нежного обращения отца. Для дочерей он должен быть героем, опорой и защитой на всю жизнь.

 

Народная мудрость утверждает, что один отец значит больше, чем сто учителей. Поэтому для полноценного развития и воспитания необходим отец.

(Кавтарадзе Г.В. воспитатель)