Загрузка

 

«Как мальчики становятся мальчиками, а девочки - девочками»

Существует достаточно способов узнать, как ребенок себя воспринимает. Наблюдательный родитель может это сделать сам без помощи психологов. Выбор игрушек или игр, стиль одежды, ролевые предпочтения в играх, стиль поведения, общение со сверстниками, творчество- все это несет в себе информацию о самосознании ребенка, о его полоролевых ориентациях и предпочтениях.
Приведем это на  примере  рисунков  детей. Ручка, ножка, огуречик…вот и вышел человечек. Кто он? Взрослый порой не могут определить точно, кто изображен на рисунке - мальчик или девочка. Но ребенок-то точно знает, кого он нарисовал. И когда он начинает рисовать сам, то не рисует человека вообще: это всегда изображение  мальчика  или девочки.
Проанализировав работы детей дошкольного возраста, можно выделить некоторые особенности, характерные для рисунков мальчиков и девочек.
Девочки рисуют себя с выделенными ресницами и ртом, любят пририсовывать «взрослые» атрибуты-, бусы, каблуки, часто изображают себя с бантиками, с цветами..
В рисунках мальчиков менее насыщенная цветовая гамма: они используют меньше цветов, чем девочки. Себя обычно изображают черным ,синим, коричневым, часто с портфелем, на фоне машин.
Обычно детский автопортрет совпадает по цветовой гамме с изображением человека своего пола. Но бывает, что ребенок рисует себя похожим  и по цвету, и по деталям на  представителя противоположного пола. Иногда изображения «мальчика» и «девочки» очень похожи между собой, особенно у младших детей. Чем старше дети, тем реже это встречается.
Если в 4-5 лет типичный рисунок «девочки»- это изображение мальчика с прорисованной юбочкой и косами, то уже в шестилетнем возрасте изображение мальчика и девочки четко различаются.
По детским рисункам очень хорошо видно, как ребенок относиться к своему и противоположному полу. Маленькая, невзрачная фигурка говорит о низкой оценке ребенком изображенного персонажа, о собственном чувстве превосходства, особенно если фигура, изображающая себя, намного больше. Чаще бывает, что максимальные размеры имеет представитель одного с ребенком пола, автопортрет же характеризуется средними размерами. Так и должно быть, поскольку у мальчиков как раз происходит разрыв связей с матерью и формирование идентификации с отцом. На девичьих рисунках, как правило, все фигурки одного размера. Неуверенность ребенка в своей половой идентичности проявляется в  явно меньшем размере автопортрета по сравнению с фигурами как своего, так и противоположного пола. Об этом же свидетельствует схожесть собственного изображения с изображением лица противоположного пола.
Конечно, опираясь на рисунки, нельзя сделать вывод о нарушении у ребенка половой идентичности.
Как мы отмечали выше, идет процесс формирования себя как представителя определенного пола Какие-то черты, присуще противоположному полу, приписываются себе, позднее они могут быть отброшены. Это временное приписывание находит отражение в рисунках детей. В связи с этим хотелось бы отметить, что даже если в ребенке будут развиваться психологические качества, свойственно обоим полам, это не так плохо. Считается, что именно такие люди обладают большей социальной адаптивностью, легче приспосабливаются к различным жизненным ситуациям. Неблагоприятными можно считать те случаи, когда ребенком полностью отвергаются черты своего пола и безоговорочно принимаются все особенности противоположного .Вывод о неблагополучии процесса половой социализации можно делать только на основе наблюдения за ребенком во всех сферах его жизни :в играх, в общении и др. Если у родителей ,воспитателей появятся сомнения ,то лучше обратиться к специалисту. Существует точка зрения, согласно которой после шести лет изменить половую идентичность воспитательными воздействиями практически невозможно. Поэтому родителям так важно быть внимательным к проблемам своих детей.

(Столбовская В.В.)