Загрузка

Консультация для родителей «Обогащение словаря старших дошкольников фразеологизмами»

Формирование у дошкольника фразеологического словаря – особая задача в развитии речи ребёнка. Фразеологизмы отражают культуру народа, развивают мыслительную деятельность, позволяют обогатить как активный, так и пассивный словарь дошкольника, делая его речь яркой и образной.

Прежде всего, ошибки употребления фразеологических оборотов связаны с особенностью мышления старшего дошкольника. В шесть-семь лет ведущим типом мышления является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Логическое мышление отличается оперированием абстрактными категориями и установлением различных связей, которые не представлены в наглядной или образной форме. Дети рано заучивают слова, обозначающие объекты, их свойства и действия с ними, однако понятия, которые обозначаются этими словами, формируются постепенно.

«Мама, ты говоришь мне, что мне «хоть кол на голове теши!», или, что «всё как об стенку горох!» - как это понять? А что, правда можно «умереть со смеху»? А где «раки зимуют»? А кому «медведь на ухо наступил»? – эти вопросы часто задают дети взрослым. Фразеологические обороты: это один из самых интересных и увлекательных пластов лексики как русского, так и любого другого языка.

Давайте вспомним одну из пословиц из сборника В. Даля «Пословицы русского народа»: «Красна речь притчею». А ведь и сегодня верно: мы радуемся (как дети, услышав речь не просто правильную, но и образную, позволяющую ощутить игру слова, многозначность.

Фразеологические обороты строятся на «игре» прямого и переносного значения. Дома, в свободное время, советую вам прочитать со своим ребёнком фразеологические обороты.

НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

• Прочитав детское объяснение значения фразеологизма, предложите и вашему ребёнку самостоятельно призадуматься над ним; возможно, он откроет в значении фразеологизма нечто совершенно неожиданное.

• Прочитайте объяснение значения фразеологизма и стишок вместе с ребёнком, но не заставляйте его что-нибудь заучивать!

• Не ограничивайтесь теми играми и упражнениями, которые предлагаются вашему вниманию, придумайте вместе с ребёнком свои.

• Помните, что дети любят повторять то, что им нравится; поэтому если ребёнок что-то просит прочитать ещё раз, не отказывайте ему.

А может быть и вы взрослые, найдёте для себя что-нибудь новенькое?

«Бежать, высунув язык»

Значение.

Изначально, так говорилось о собаках, высовывающих язык во время бега.

«Бежать, высунув язык» [/i] - это значит бежать очень быстро, с большим напряжением и усилием.

Бежали, высунув язык,

Из леса два мальчишки –

Ведь побывали шалунишки

В малиннике у мишки.

Говорят дети

«Бежать, высунув язык» - это, наверное про животных говорится, собаки всегда, когда бегут, - языки высовывают. А если люди бегут, высунув язык – значит они очень устали и запыхались.

«Медведь на ухо наступил»

Значение.

Медведь – очень крупный зверь, и вряд ли посчастливится тому, кому он наступит на ухо.

«Медведь на ухо наступил» - это значит, кто-то совершенно лишён музыкального слуха, не умеет петь, или поёт громко, но фальшиво.

Как люблю я петь!

Только нету слуха –

Говорят: «Медведь

Наступил на ухо»!

«Считать ворон»

Значение

Народ сложил много пословиц и поговорок о вороне: «Вороне соколом не бывать», «Пуганая ворона и куста боится». Пренебрежительное отношение к вороне отразилось и в переносном значении этого слова: «вороной» называют разиню, нерасторопного человека.

«Считать ворон» - значить бездельничать, без цели глядеть по сторонам, ротозейничать.

Однажды поутру Мирон

Пошёл гулять. Считал ворон.

А у него две мышки

Стащили мяч и книжки.

«Клевать носом»

Значение

Клонить голову, очень хочется спать. Выражение возникло на основе сходства клюющей птицы и человека, задремавшего в сидячем положении.

Вышла на небо луна,

Ночь за окнами темна,

Стали носом все клевать…

Не пора ли засыпать ?.

 

(Воспитатель Столбовская В.В. - апрель 2023г.)