Консультация для родителей «Обогащение словаря старших дошкольников фразеологизмами»Формирование у дошкольника фразеологического словаря – особая задача в развитии речи ребёнка. Фразеологизмы отражают культуру народа, развивают мыслительную деятельность, позволяют обогатить как активный, так и пассивный словарь дошкольника, делая его речь яркой и образной. Прежде всего, ошибки употребления фразеологических оборотов связаны с особенностью мышления старшего дошкольника. В шесть-семь лет ведущим типом мышления является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Логическое мышление отличается оперированием абстрактными категориями и установлением различных связей, которые не представлены в наглядной или образной форме. Дети рано заучивают слова, обозначающие объекты, их свойства и действия с ними, однако понятия, которые обозначаются этими словами, формируются постепенно. «Мама, ты говоришь мне, что мне «хоть кол на голове теши!», или, что «всё как об стенку горох!» - как это понять? А что, правда можно «умереть со смеху»? А где «раки зимуют»? А кому «медведь на ухо наступил»? – эти вопросы часто задают дети взрослым. Фразеологические обороты: это один из самых интересных и увлекательных пластов лексики как русского, так и любого другого языка. Давайте вспомним одну из пословиц из сборника В. Даля «Пословицы русского народа»: «Красна речь притчею». А ведь и сегодня верно: мы радуемся (как дети, услышав речь не просто правильную, но и образную, позволяющую ощутить игру слова, многозначность. Фразеологические обороты строятся на «игре» прямого и переносного значения. Дома, в свободное время, советую вам прочитать со своим ребёнком фразеологические обороты. НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ • Прочитав детское объяснение значения фразеологизма, предложите и вашему ребёнку самостоятельно призадуматься над ним; возможно, он откроет в значении фразеологизма нечто совершенно неожиданное. • Прочитайте объяснение значения фразеологизма и стишок вместе с ребёнком, но не заставляйте его что-нибудь заучивать! • Не ограничивайтесь теми играми и упражнениями, которые предлагаются вашему вниманию, придумайте вместе с ребёнком свои. • Помните, что дети любят повторять то, что им нравится; поэтому если ребёнок что-то просит прочитать ещё раз, не отказывайте ему. А может быть и вы взрослые, найдёте для себя что-нибудь новенькое? «Бежать, высунув язык» Значение. Изначально, так говорилось о собаках, высовывающих язык во время бега. «Бежать, высунув язык» [/i] - это значит бежать очень быстро, с большим напряжением и усилием. Бежали, высунув язык, Из леса два мальчишки – Ведь побывали шалунишки В малиннике у мишки. Говорят дети «Бежать, высунув язык» - это, наверное про животных говорится, собаки всегда, когда бегут, - языки высовывают. А если люди бегут, высунув язык – значит они очень устали и запыхались. «Медведь на ухо наступил» Значение. Медведь – очень крупный зверь, и вряд ли посчастливится тому, кому он наступит на ухо. «Медведь на ухо наступил» - это значит, кто-то совершенно лишён музыкального слуха, не умеет петь, или поёт громко, но фальшиво. Как люблю я петь! Только нету слуха – Говорят: «Медведь Наступил на ухо»! «Считать ворон» Значение Народ сложил много пословиц и поговорок о вороне: «Вороне соколом не бывать», «Пуганая ворона и куста боится». Пренебрежительное отношение к вороне отразилось и в переносном значении этого слова: «вороной» называют разиню, нерасторопного человека. «Считать ворон» - значить бездельничать, без цели глядеть по сторонам, ротозейничать. Однажды поутру Мирон Пошёл гулять. Считал ворон. А у него две мышки Стащили мяч и книжки. «Клевать носом» Значение Клонить голову, очень хочется спать. Выражение возникло на основе сходства клюющей птицы и человека, задремавшего в сидячем положении. Вышла на небо луна, Ночь за окнами темна, Стали носом все клевать… Не пора ли засыпать ?.
(Воспитатель Столбовская В.В. - апрель 2023г.)
|
||
|