Загрузка

Размышления вслух о воспитании детей

Давайте поразмышляем: чего не хватает нашим детям? У них есть дом, есть семья, они окружены родительской любовью, заботой и вниманием других близких взрослых. В детском саду стремятся создать все условия для их беззаботной и счастливой жизни. Но почему мы все чаще и чаще с тревогой смотрим на наших детей? Почему они так равнодушны к окружающему миру, к себе, к людям, к чувствам, поступкам, обязанностям, правам? Многие возразят нам. Ведь дети многое знают, многое умеют. Да, знают, делают, но неосознанно.

Давайте вспомним: могут ли дети без напоминания заметить какой- либо природный объект, нуждающийся в помощи человека, и применить свои знания? Нет. У детей не воспитано чувство единства с природой. Смогут ли наши дети осознанно и самостоятельно использовать свои знания и умения по сохранению здоровья человека? Нет.

А ведь человек должен понимать, кто он, что собой представляет этот мир. Как он должен это понять? Через чувства. Каждый человек неразрывно связан чувствами с окружающим его миром: природой, людьми, планетой, космосом. И как человеческие чувства влияют на окружающий мир – мы видим на собственном опыте.

Давайте представим, что на нашей планете преобладает чувство недоверия людей друг к другу. Что происходит? Эти чувства вызывают у людей ответные действия (преступность, пьянство, равнодушие, безответственность, страх). Посмотрите,  во что превратилась наша природа от этих чувств. Но природа умеет мстить (землетрясения, обвалы, наводнения, воздушные аварии). Появилось много неизвестных растений, выбрасывающих яд, который начинает уничтожать человека. Нарушается энергетический баланс Земли. Давно уже не секрет, что жизненную, разумную энергию мы получаем из космоса, а отдаем свою неразумную, зараженную негативными чувствами. Меняется атмосфера на нашей планете. Дальнейшее грозит нам самоуничтожением.

Предложите детям порадоваться солнцу, цветку пению птиц, Учите их любить все, что существует, восторгаться каждой мелочью.

Мы очень много говорим об экологическом воспитании, стараемся привить детям чувство любви к природе. Пример. Дети на экскурсии в парке. По руке ползет паучок. Дети реагируют на это по - разному. Один ребенок пытается стряхнуть его, другой - с брезгливостью раздавить, третий- спрятать в коробку. Давайте подумаем: сможем ли мы вызвать у них чувство любви в такой ситуации? Как бы поступили вы?..

А если ласково сказать: « Марина, не трогай паучка, он тебя любит. Он ползает и думает: какая Марина красивая, какая у нее ласковая рука, как я люблю Марину!  Посмотрите , дети, паучок любит Марину! Как поступит Марина? Она будет шептать паучку ласковые, удивительные слова любви: « Мой маленький, мой хорошенький, мой любименький…». И для нее он будет самый добрый паучок в мире».

 Как выдумаете: вызвали вы так чувство любви к паучку? Да. Поднимется ли рука Марины брезгливо стряхнуть паучка? Нет. После этого каждому ребенку захочется, чтобы паучок полюбил его. И это осознанное чувство любви.

И еще. О чувстве ответственности. Дети не умеют отвечать за свои поступки. Но есть закон, который мы обязаны выполнять свято. Это: « Не навреди другому»… Почему? Потому что это самый гуманный закон.

Маленький человек испуганными и удивленными глазами смотрит на мир. И мы, взрослые , должны помочь ему почувствовать этот мир. И возродить его заново.

 

Федотова Н.Д.  январь 2022