Загрузка

Консультация для педагогов «Автоматизация звуков – методы и приёмы»

http://В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Фонематические и фонетико – фонематические нарушения речи иногда с трудом поддаются коррекции. Автоматизация поставленных звуков часто носит длительный характер. Для поддержания интереса и повышения эффективности коррекции необходимы разнообразие форм работы с детьми и большая вариативность материала. Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С.Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях. Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры. Возраст Звуки 0-2 года А О Э П Б М 2-3 года И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й 3-4 года С З Ц 4-5 лет Ш Ж Ч Щ 5-6 лет Л Р Усвоение звуковой стороны языка детьми дошкольного возраста Для формирования правильного произношения звуков важно:  развивать артикуляционный аппарат;  речевое дыхание;  фонематический слух Большое значение для правильного развития произношения имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, нарушения плавности речи и т.п. Для развития речевого дыхания используют такие приёмы, как:  «Чей одуванчик раньше улетит?»;  «Чей паровоз лучше гудит»;  упражнения дыхательной гимнастики «Крылышки», «Поймаем бабочку», «Забей мяч в ворота»;  пропевание гласных звуков со сменой высоты голоса. Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза - неотъемлемая часть работы по устранению недостатков звукопроизношения. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал-мял, рак-лак, том-дом. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение. Опираясь на слух, ребёнок контролирует свою артикуляцию и стремится приблизить, «подогнать» своё произношение к произношению окружающих. Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения. Поэтапное формирование звуковой культуры речи. Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры можно распределить на III основных этапа. I этап – до 3-х лет – проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку чёткого и внятного произнесения слов. Используются методические приёмы:  повторение по речевому образцу;  использование различного дидактического материала, игрушек;  игры: «Как мычит корова, кричит петух, пищит мышка и т.д.», «Пароход гудит», «Капли капают», «Ветер», «Аукаем в лесу» и т.д., «Волшебный мешочек»;  использование различных потешек и т.д. Для развития слухового внимания используются игры: «Кто пришёл?» (волк, петух, паровоз, колокольчик). II этап – от 3 до 5 лет (2 младшая и средняя группы). Ведущие методические приёмы:  речевой образец;  заучивание наизусть;  беседы;  дидактические игры и т.д. I вид работы – игровые упражнения, способствующие выработки правильной артикуляции («Качели», «Горки», «Лошадки» и т.д.), воспитание плавного выдоха («Забей в ворота гол» и т.д.), развитие громкости голоса («Собака и щенок», «Ветер в лесу») II вид работы – уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха («Насос» - звук С, «Жуки летают» - звук Ж, «Поезд» - звук Ч и т.д.). III вид работы – воспитание правильного произношения в словах и развитие фонематического слуха (Подвижные игры «Воробушки», игры с мячом, «Назови картинку», «Зина и изюм» и т.д.) IV вид работы – воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха. Используется специально подобранный речевой материал: словесные игры, подвижные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, сказки и т.д. Проводится работа над темпом и интонационной выразительностью речи. III этап – от 5 до 7 лет – работа по дифференциации звуков, чёткой артикуляции звуков, над дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи. Методические приёмы:  речевой образец;  дидактические игры;  пересказ, рассказывание;  заучивание наизусть и др. Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:  дидактические игры («Чей домик?»);  подвижные или хороводные игры с текстом («Каравай»);  дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.);  метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.) Педагогические приёмы, влияющие на произносительную сторону речи детей:  образец правильного произношения;  выполнение задания, которое даёт педагог;  образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, ква-ква-ква-квакает лягушка);  хоровые и индивидуальные повторения;  совместная речь ребёнка и воспитателя, а также отражённая речь (незамедлительное повторение ребёнком речи-образца). Ведущим приёмом является образец правильного произношения. Воспитатель должен подкреплять этот приём кратким или развёрнутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений артикуляционного аппарата: «Вы слышите, что я не просто говорю слово со звуком [р], но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-[р-р-р]-буз.» Игры и игровые упражнения, помогающие автоматизировать звук. Так же эти игры будут способствовать расширению словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, разовьют связную речь. «Звук потерялся» Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребёнка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным. Звук [Р] Звук [Ж] Звук [Ч] …ак Рак …ук Жук ..ай Чай …оза Роза …асмин Жасмин …ашка Чашка …учка Ручка …аба Жаба …улан Чулан …ыба Рыба ...уть Жуть …инить Чинить кома… комаР …елудь Желудь клю… клюЧ кефи… кефиР …ивотное Животное кала… калаЧ бисе… бисеР му…ичок муЖичок пе…ь пеЧь мухомо… мухомоР во…и воЖЖи скрипа… скрипаЧ «Назови маленький предмет» Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите их изменить. Звук [Л] Звук [Ш] Лодка Лодочка Шар Шарик поЛка поЛочка коШка коШечка угоЛ угоЛок Шарф Шарфик Лошадь Лошадка Шуба Шубка Лужа Лужица меШок меШочек «Назови ласково» Звук [Р] Звук [Щ] Рука Ручка Щенок Щеночек бРат бРатик Щетка Щеточка игРушка игРушечка плаЩ плаЩик «Один – много» Ребёнок учится изменять слова по числам одновременно с закреплением звука. Звук [Р] Роза Розы ковёР ковРы игРушка игРушки Рот Рты «Скажи, чего много». Предложите назвать много предметов, употребляя слово «много». Звук [Р] дРуг много дРузей игРушка много игРушек каРандаш много каРандашей гРузовик много гРузовиков «Доскажи словечко» «Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.), чу… (до, жой, кча, лан). Если ребёнок умеет читать, можно написать слово и закрыть его, пока оно не будет угадано, а затем предложить прочитать. В начале загадывайте хорошо знакомые ребёнку слова, после чего подумайте вместе, какие ещё слова начинаются с данного слога. При закреплении звука в речи важно, чтобы ребёнок не столько повторял за вами слова и предложения (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово. Для этой цели хорошо подходят загадки, которые позволяют развить мыслительные процессы. Как вы уже догадались, отгадка должна содержать закрепляемый звук. Желательно, чтобы и сам текст загадки был насыщен нужным звуком. Заключение. Таким образом, работа по воспитанию звукопроизношения представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно изжить. Литература: Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у дошкольников: практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 141 с. Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ,2016. – 216 с. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Т. Дмитриевна, 2015. – 160 с. Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 109 с. (Воспитатель Кавтарадзе Г.В. ноябрь 2021г.)