Загрузка

Консультация для родителей «Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание?»

http:// Какой же из этих способов воспитания эффективней? Самым демократичным способом воспитания являются просьбы. Однако они не всегда бывают эффективны, особенно при взаимодействии с маленькими детьми. Например, нет смысла уговаривать ребёнка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. Без применения запретов и замечаний воспитывать ребёнка практически невозможно. Смысл замечания заключается в том, чтобы эффективно пресечь недопустимое поведение и предложить ребёнку более конструктивные способы выхода из сложившейся ситуации. Но для того, чтобы запреты, требования и замечания взрослых в полной мере подействовали на ребёнка, они должны быть им услышаны и приняты к действию. Как правильно выдвигать свои требования и запреты? Психолог Шейла Айберг предлагает следовать следующим правилам: 1. Требований и запретов не должно быть слишком много. Наличие большого количества ограничений и запретов, распространяющихся на все сферы жизни, ведёт к развитию безволия и нерешительности у ребёнка. 2. Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка. Например, мы не должны ограничивать потребность ребёнка в движении или его исследовательские интересы только потому, что боимся, что он что-нибудь разобьёт. Лучше создать для него безопасные условия. Исследовать лужи можно, но только в резиновых сапогах. 3. Не давайте смутных, неясных и уклончивых указаний. Все требования, обращённые к ребёнку должны быть конкретными. Это позволит ему лучше понять, что от него хотят. Пример: смутное требование – веди себя прилично, конкретное – пожалуйста, говори тише. Уклончивое требование – иди сядь, конкретное – сядь рядом со мной. 4. Давайте короткие и чёткие указания. Ребёнку проще следовать коротким, нежели огромным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми. 5. Давайте позитивные указания. Говорите ребёнку, что ему делать, а не что ему не делать. Дети негативно относятся к требованиям, начинающимся со слов «прекрати», «не». Пример: негативное требование – прекрати качаться на стуле, позитивное – слезь со стула и подойди ко мне. 6. Давайте ребёнку только те указания, которые он сможет выполнить. Нечестно будет наказывать за непослушание, если ребёнок не в состоянии выполнить ваше требование. 7. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы родителями между собой. Наказания помогают добиться желаемого и дисциплинируют ребёнка. Но не следует ими злоупотреблять. Поскольку любое наказание вызывает у ребёнка негативные эмоциональные переживания и гнев, либо постоянное подавление этого гнева. Подавляемый гнев может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. В этом случае, ребёнок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло». К чему это может привести? Во-первых, к ухудшению взаимоотношений между родителями и ребёнком, а, во-вторых, постоянное ожидание наказания может подавить проявление инициативы у ребёнка. Он будет бояться самостоятельно принимать решения и браться за новое дело, так как у него станет преобладать мотивация «избегания неудач», а не «достижения успеха». Все это может значительно усложнить его жизнь в будущем. Поэтому наказывать ребёнка можно лишь в крайних случаях, используя при этом конструктивные формы наказания: 1. Используйте "Естественное наказание". Оно представляет собой отказ от помощи ребёнку в ситуации непослушания. Например, когда ребёнок, сидя за столом, балуется со стаканом сока, и, в конце концов, его проливает, не спешите бросаться на помощь. Предложите ему взять тряпку и самому вытереть сок, а затем переодеться. Таким образом, он на личном примере усвоит, почему именно с чашками, тарелками и их содержимым имеет смысл обращаться аккуратно. Постепенно ребёнок сам научится устанавливать причинно-следственные связи между своими поступками и их результатами. 2. Наказание должно быть справедливым. В этом случае самооценка ребёнка не пострадает, а наказание принесёт реальную пользу. 3. Наказание должно применяться сразу после совершения проступка, а не спустя какое-то время после него. Ребёнок должен увидеть и оценить результаты своего проступка сразу же, иначе сложившаяся ситуация потеряет смысл и никаких полезных выводов он не сделает. 4. Подход к наказанию должен быть разумным. Наказание должно содержать в себе какие-то возможности для обучения, овладения позитивными навыками. Лучше наказывать ребёнка, лишая его чего-то хорошего, чем делая ему плохо. Ребёнка ни в коем случае нельзя наказывать: • когда он болеет; • перед сном и сразу после сна; • во время еды (ребёнок буквально "проглатывает" негативные сигналы, это может привести к развитию психосоматических заболеваний); • непосредственно после душевной или физической травмы; • когда ребёнок искренне старается что-то сделать, но у него не получается; • когда сам воспитатель находится в плохом настроении. В процессе воспитания ребёнка необходимо использовать похвалу и поощрение. Психологами доказано, что положительное подкрепление гораздо эффективнее отрицательного, так как оно сразу формирует необходимое поведение, а похвала помогает ребёнку приобрести уверенность в себе. Похвала складывается из двух компонентов – наших слов и выводов детей. Наши слова должны выражать чёткую положительную оценку детских поступков, намерений и достижений, для того, чтобы ребёнок мог сделать из них реалистический вывод о себе и своих способностях. (Воспитатель Кавтарадзе Г.В. сентябрь 2021г.)