Загрузка

Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной группе (старшая-подготовительная) «Юные пожарные»

Конспект НОД по познавательному развитию

в разновозрастной группе (старшая-подготовительная)

«Юные пожарные»

Цель: прививать элементарные знания и навыкипо пожарной безопасности.

Задачи:

  • формировать у детей понятие «пожарная безопасность»;
  • закрепить знания о причинах возникновения пожара;
  • формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара, закрепить знания детей о том, что огонь боится песка, воды и земли;
  • закрепить знания о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности.
  • познакомить детей с огнетушителем, подчеркнув, что пользоваться им могут только взрослые;
  • развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде.

Ход занятия:

Воспитатель:Здравствуйте, ребята. Нам утром принесли письмо. Интересно, кто же нам его прислал. Хотите узнать? На конверте написано: «Детям детского сада № 12 «Аленький цветочек» от Маши». Послушайте, что она пишет.

«Здравствуйте, ребята! Со мной приключилась беда. Я лежу в больнице. Хочу рассказать вам, как я сюда попала. Гостила я у Мишки. Он мне читал книжки, мы рисовали, лепили из пластилина, а потом мне стало, скучно и я решила придумать новую игру. Нашла спички и стала с ними играть. Сначала было весело и интересно.Мне очень нравилось, как спичка чиркает по коробке, как вспыхивает огонь, а потом огонь подкрался к рукам, я побоялась обжечься и бросила спичку на пол. А дальше я ничего не помню, очнулась только в больнице с Мишкой. Сейчас нам очень плохо и нас лечат врачи».

Вот такое грустное письмо к нам пришло.

Как вы думаете, ребята, почему Маша с Мишкой оказались в больнице? 

(Ответы детей)

- А скажите, почему с нашими друзьями произошла такая беда? Может быть, им никто не рассказывал о том, что нельзя играть с пожароопасными предметами? Ответы детей

Ещё я думаю, что о правилах поведения во время пожара они тоже не знали!

- Ребята, мне очень жалко Машу и Мишу, давайте им поможем! Как мы можем им помочь? Ответы детей

- У меня есть идея. Давайте пройдём специальную подготовку для юных пожарных. Мы с вами вспомним пословицы и поговорки о безопасном поведении, повторим правила поведения при пожаре, поработаем в лаборатории, где изучим свойства огня, узнаем, чем можно потушить огонь.Всю нашу подготовку мы снимем на видео и отправим Маше и Мише, чтобы они выучили правила пожарной безопасности и больше никогда не попадали в подобные ситуации!

- Вы согласны? – Да

 

Воспитатель:Сейчас я загадаю вам загадку:

«Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
Он красив и ярко-красен
                           Но он жгуч, горяч, опасен.»     (огонь)

Воспитатель:Правильно. Ребята, расскажите:

  • Почему возникают пожары? (ответы детей)
  • Как называется профессия людей, борющихся с огнём? (пожарные).
  • Что вы знаете о форме пожарного?
  • Скажите, ребята, зачем пожарному каска?
  • Как вы думаете, почему, пожарная машина красная? (Чтобы издали её видели другие машины и уступали место на проезжей части).
  • Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных? (01).

Воспитатель:Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы. А теперь давайте проверим, знаете ли вы пословицы и поговорки, где говорится о пожарной безопасности?Дети отвечают:

  • Спички – не игрушка, огонь не забава.
  • Нет дыма без огня.
  • Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
  • Кто огня не бережётся, тот скоро обожжётся.
  • Не играй, кошка, с огнём – лапу обожжёшь.
  • Спичка – невеличка, огонь – великан.
  • Дерево с огнём не дружит.
  • Водой тушат пожар, а умом предотвращают.
  • Пожарному делу учиться – вперёд пригодится.

 

Воспитатель:Вы на отлично справились с этим заданием,слушайте следующее. Посмотрите, перед вами на столе лежат карточки. Каждый из вас возьмёт одну карточку, и мы разделимся на две команды.В одну команду пойдут ребята, у которых на карточках – огонь друг, в другую - где огонь враг.  (Дети берут карточки и расходятся по командам, обговариваем каждую иллюстрацию)

                                             Физкультурная минутка.

«Пожарная машина»

Пламя высоко взлетает!

Дыма чёрного клубы!

Искры в воздухе сверкают!

Все за дело! Шланг тяни!

Шланг мы дружно размотали.

Ну, огонь, теперь держись!

Бьёт струи вода тугая.

Пламя, гаснет, потухает...

Без подмоги обошлись!

Даже детям стало ясно,

Что с огнём шутить опасно!

Если вдруг опять беда,

"01" звони всегда.                         (движения согласно тексту)

 

Воспитатель: Продолжаем нашу спец. подготовку по пожарной безопасности. Обратите внимание, перед нами картинки, на которых нарисованы правила безопасного поведения при пожаре.

Предлагаю вам их рассмотреть и объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае.

(После каждого объяснения ребёнка делать вывод, используя стихотворную форму)

  • Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нём ребята помните: Спички не тронь – в спичках огонь.
  • Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.
  • Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.
  • Правило четвёртое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.
  • Правило пятое: Приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костёр, землёй забросай и водою залей.

Воспитатель:Если мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беды.А теперь отгадайте загадку.

«Висит - молчит,
а перевернёшь - шипит,

и пена летит.»(огнетушитель)

 

Ребята, а знаете, что у нас в детском саду тоже есть огнетушитель. (Продемонстрировать огнетушитель, познакомить с принципом действия)

 

Воспитатель:Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огонь оставить без контроля, как онпревращался в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, где неосторожно и небрежно обращаются с огнём. Чтобы этого избежать, надо изучить свойства огня.

В нашей лаборатории, соблюдая все меры пожарной безопасности, мы проведём эксперименты, которые помогут познакомится со свойствами огня.

 

  • Эксперимент первый:

На металлическом подносе расставить три свечи и зажечь их.

Когда я зажгла свечи, что мы увидели? (огонёк). Он яркий, красивый, так и тянет к себе. Как вы думаете, ребята, можно ли к нему прикоснуться?(Нет)Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковёр или на пол, может произойти пожар).  Да, действительно, огонь - стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.

  • Эксперимент второй:

Поднести к огоньку лист бумаги. Ребята, быстро загорается бумага?  (Да).

Поднести немного ваты. А вата быстро загорается?  (Да).Теперь поднесём деревянную щепку. Дерево быстро загорается?  (Нет). Всё верно, дерево медленнее загорается, но когда горит, то горит долго. И это очень опасно.

  • Эксперимент третий:

Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Воды, снега, земли, песка). А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (Да). Проведём опыт: на горящую свечу прольём немного воды. Что происходит?(Огонь погас, потому что он боится воды).

(Аналогичные опыты провести с другими материалами: песком, землёй, снегом.)

  • Эксперимент четвёртый:

А теперь проведём последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнём? (Он гаснет). Почему наш огонёк через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому, когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

На этом наша работа в лаборатории окончена. Сегодня мы познакомились со свойствами огня, и как с ним можно справиться. Для закреплениязнаний предлагаю всем побыть пожарными.

 

Подвижная игра «Пожарные службы».

(Тушим пожар, который возник по неосторожности детей.)

Взять ведро с водой.

Бег «змейкой» между конусами.

Пролезть в обруч.

«Вылить» воду - потушить огонь.

Обратно – бег по прямой, передаём ведро следующему участнику.

(Разделить детей на две команды)

 

 

 

Воспитатель:

Все мы силы приложили,

И пожар мы потушили.

Было трудно, тяжело,

Но умение и ловкость

Нас от бедствия спасло.

Молодцы!

Ребята, я считаю мы справились с нашей задачей на отлично, и рассказали Маше и Мише о пожарной безопасности! Думаю, что благодаря вашему видеописьму они теперь никогда не попадут в подобную ситуацию, а если даже и встретятся с огнём, то обязательно буду знать, что делать.

 

Наш специальная подготовка для юных пожарных подошла к концу. Предлагаю каждому выбрать смайлик! (Весёлый – вам всё очень понравилось, вы узнали много нового и познавательного, очень помогли нашим друзьям; грустный – вам было не интересно и скучно.)

Спасибо вам!

(Воспитатель Кавтарадзе Г.В. декабрь 2020г.)